Темы: Чистота речи, Злословие, Теилим, Значение слов в Торе, Лейб Нахман Злотник
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныСлышал, что в Писании нет запрета злословия потому, что это настолько понятно, что не надо об этом говорить. Но ведь есть много вещей, которые и так понятны всем как очень плохие, и всё равно Писание их специально запрещает. Или я что-то пропустил, или на самом деле нет такого запрета? Заранее благодарен, Сергей В., Кёльн
Уважаемый Сергей!
Царь Давид в Тэилим (34:14) задаёт риторический вопрос: «Кто тот муж, который желает жизни, любит долголетие, чтобы видеть добро?» И отвечает (там же, 15): «Тот, кто стережёт язык свой от зла…». В другом месте в Тэилим (45:3) тоже сказано так, что ошибиться невозможно: «Прекраснейший ты из сынов человеческих, изливается приязнь из уст твоих, поэтому благословил тебя Всевышний навеки». Конечно, эти стихи содержат и много другой важной информации, но простой их смысл — прославление чистой и красивой речи, её величия. За такую речь человек удостаивается долголетия, добра, вечного благословения.
Мудрецы всегда изыскивали достойные слова и выражения для того, чтобы выразить свои мысли, см. трактат Санэдрин 68 б. Они сделали вывод о необходимости этого из Торы, которая использует большее количество слов (будучи крайне «экономной» на слова!) только для того, чтобы не употребить негативно окрашенное слово или выражение. В трактате Псахим 3а приводится несколько примеров, показывающих, какую важность Писание придаёт чистоте речи. Можно привести примеры и из исторически более близких к нам времён. Если кто-либо в присутствии Хазон Иша говорил, что некий человек его обманул, Хазон Иш всегда поправлял: «Ты, наверное, имел в виду, что этот человек не сказал правду?» (Пеэр а-Дор, т. 3, с. 20).
В Торе речь человека отождествляется с его сущностью, как сказано: «И вдохнул (Всевышний) в ноздри его душу живую (дыхание жизни), и стал человек существом живым» (Бэрейшит 2:7). Великий переводчик-комментатор Писания, Ункелус, объясняет: «Существом живым — обладающим даром речи». Слово «речь» в святом языке — дибур — от корня далет-бэт-рэш, от этого же корня слово давар — «вещь», «предмет». То есть речь — это не простое сотрясение воздуха, не только звуковые волны частотой в столько-то герц, а некая сущностная структура, осязаемая реальность, «вещь».
Мудрецы говорят: из-за того, что люди используют нецензурную, грубую речь, страшные беды происходят в мире, молодые еврейские парни гибнут, вдовы и сироты взывают к помощи и остаются без ответа (Шабат 33а). Творец свят, и Его Шхина (присутствие) покидает всякое место, где есть нечистота — физическая или духовная. А грубая речь сравнима со зловонными испражнениями. Согласно свидетельствам наших мудрецов молитвы человека, обладающего чистой речью, принимаются Небесами благосклонно, и его просьбы исполняются без промедления.
Так давайте внесём и свой посильный вклад в очищение мира, спасение его от бед и создание условий для приближения Шхины.
Большее спасибо за хороший вопрос.
С уважением, Лейб-Нахман Злотник
Рав Лейб-Нахман Злотник
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Теилим, гимны, песни восхваления
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Функция речи аналогична функции размножения: в нижнем мире тело производит на свет потомство, физическое существо в образе ребенка. У высшего мира, головы, другая «продукция» — слова, речь. Если дети — это внешнее проявление жизнедеятельности родительского тела, то слова — внешнее выражение мыслительной деятельности говорящего.
Рав Натан Агрес
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Запрет злословия»
Рав Лейб-Нахман Злотник
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Немного о лашон а-ра
Рав Лейб-Нахман Злотник
Рав Бенцион Зильбер
Почему во всех поколениях еврейские женщины всегда читали именно Тэилим?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Еврейская речь»
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?