Темы: Недельная глава, Итро, Оцарот
«Почитай отца и мать своих, чтобы продлились дни твои» (20:12). Почему Всевышний решил поступить в этой заповеди не так, как обычно, и сообщить о награде за нее? Ведь эта заповедь понятна сама собой, и даже язычники исполняют ее — как например, Дама бен Натина из Ашкелона (Кидушин 31 а), и как Эсав. Зачем понадобилось «соблазнять» еврея к ее исполнению обещанием долгих лет жизни?
Гаон рав Х. Й. Д. Азулай сказал следующее. Есть закон: «Если отец простил неуважение к себе, оно прощено» (Кидушин 32 а). В таком случае ребенок не нарушает заповедь почитать отца. Отец разрешает не целовать ему руки, не вставать, когда он входит в комнату, и не обращаться к нему с почтительными словами. Все эти правила почти забыты у наших современников. Какое уважение и почет воздавали наши предки своим родителям! Как вставали перед ними в страхе и трепете! Но теперь все это забылось и исчезло, и родители стали как «приятели» в лучшем случае…
Поэтому святая Тора спешит сказать нам: «Почитай отца и мать своих, чтобы продлились дни твои». Знай, что даже если родители простили, и ты не нарушаешь заповедь, ты все равно теряешь огромную и чудесную награду!
Поэтому давайте же вернемся к традиции почитания родителей в соответствии с нормами Алахи, даже если сами они этого от нас не требуют.
Был случай с одним человеком, который поссорился с родителями вследствие семейного раздора. Он взял на себя обет, что нога его не ступит в их дом. Для родителей это было болезненно, но они смирились со своим несчастьем. Дело дошло до того, что, встречая своего отца в шаббат, этот человек отворачивался от него и даже не говорил «шаббат шалом».
Отец уже не мог снести свою боль и стыд и пожаловался праведнику раби Салману Моцпи: «Что скажут видящие меня, о чем подумают люди? Какой позор!»
Праведник содрогнулся. Он сел и стал переписывать отрывки на тему важности почтения к родителям из Гмары, Мидраша и таких нравоучительных книг как «Решит Хохма» и «Шевет Мусар», а потом пошел к тому человеку. Сказал ему раби Салман: «Преклони ухо и послушай слова Б-га живого». Тот из уважения к праведнику выслушал, но проявил жесткость и несговорчивость — ведь он в ссоре с родителями и поведения своего не изменит.
Сказал ему праведник: «Я еще не закончил читать. Взгляни, что пишет Раши к словам “почитай отца своего” — “Если будешь почитать, продлятся твои дни, а если нет — укоротятся”. Ведь из утвердительного ты можешь понять и отрицательное». И добавил: «Наказывают только после предупреждения. Поэтому постарайся изменить поведение до следующего шаббата, в течение трех дней».
Прошло три дня, но и в святой шаббат тот человек продолжил игнорировать своего отца. А праведник увидел это и разгневался. Утром в первый день недели он заглянул в его магазин и увидел, что там полно покупателей. Раби Салман решил не позорить его на людях и вернуться чуть позже. А спустя четверть часа он увидел, как скорая помощь уезжает оттуда с громкой сиреной. Владельца магазина увозили, но душа уже оставила его (Майян а-Шавуа).
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его