Темы: Синагога, Молитва, Рав Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныОбратил внимание, что в синагоге люди стараются сидеть на каком-то постоянном месте, насколько это важно и с чем это связано? Михаэль
Уважаемый Михаэль,
Большое спасибо за Ваш вопрос. Действительно, по еврейскому закону человек должен найти себе постоянное место для молитвы (Шулхан Арух, Орах хаим 90:19). Мы видим, что уже у наших праотцов были постоянные места молитвы, например, об Аврааме сказано (Берешит 19:27): «И поднялся Авраам рано утром (и пошел) на то место, где стоял пред Господом».Поэтому Талмуд (Брахот 6 б) говорит о том, кто отводит постоянное место для молитвы, что он благочестив, скромен, и называет его учеником Авраама.
Этот закон объясняют по-разному:
— Молитва уподобляется жертвоприношению, а для каждого жертвоприношения было определено особое место. Поэтому необходимо определить такое место и для молитвы (Тур, Орах Хаим 90).
— Человеку, который молится на постоянном месте, легче сконцентрироваться и сосредоточиться на молитве (Сефер а-Хинух, заповедь 95).
— Место, на котором человек молится, получает определенную святость, поэтому, когда он постоянно молится там, возможность того, что молитва будет принята, возрастает благодаря святости этого места (Цлах, Брахот 6 б).
Здесь стоит привести сравнение Аризаля, которое облегчает нам понимание действия молитвы. Человек, который хочет пробить стену, стреляет все время в одно и то же место, и только глупец каждый раз стреляет в новое место. Сегодня, после разрушения Храма, существует как бы «железная стена» между евреями и Небесным Отцом, и только молитва помогает пробить эту стену.
Приведем некоторые основные положения этого закона:
Где следует отвести место?
Недостаточно просто постоянно молиться в одной синагоге, необходимо, чтобы в самой синагоге у человека было постоянное место (Шулхан Арух 90:19). При этом можно отвести разные места для разных молитв, например, молиться в будние дни в одном месте, а в субботу — в другом.
Границы места
Квадрат размером 4 амот на 4 амот (приблизительно 2 на 2 метра) считается одним местом (Мишна Брура 90:60). Поэтому, например, если на Ваше постоянное место сел гость и неудобно попросить его пересесть, то можно молиться рядом, что также будет считаться молитвой на постоянном месте.
Постоянное место дома
Человек, который в силу обстоятельств не может молиться в синагоге и вынужден молиться дома или на работе, также должен отвести постоянное место для молитвы (Мишна Брура 90:59).
Женщины
Этот закон распространяется и на женщин. Поэтому им также следует стараться выделить постоянное место для молитвы (Алихот бат Исраэль 36:1).
Смена места
Место разрешено менять только в случае необходимости (Шулхан Арух 90:19). Например, когда какие-то внешние факторы (открытое окно, кондиционер и т.п.) или люди, которые молятся рядом, мешают сконцентрироваться на молитве.
О каких частях молитвы идет речь?
Закон касается, прежде всего, Амиды — главной части молитвы (Ревивот Эфраим 1:67). Некоторые считают, что необходимо оставаться на одном месте в течение всей молитвы.
Место для учебы
Следует также установить себе постоянное место для изучения Торы (Рамо 155:1, Мишна Брура 155:7). Кроме того, когда человек изучает Тору и молится на одном месте, его молитва имеет особую силу.
Скорбящий
Принято, что скорбящий меняет свое место в синагоге (подробно этот закон см. Шулхан Арухи Рамо, Йорэ Дэа 393).
Покупка места в синагоге
Принято, что молящиеся покупают себе постоянное место в синагоге (респонс Рашба 1:319, Игрот Моше, Хошен Мишпат 1:40). При этом место остается собственностью синагоги, поэтому, например, если человек переезжает и хочет передать свое место кому-то определенному, он должен получить на это разрешение раввина или старосты синагоги (Мишкан Давид 15, 2, цит. Рава Карелица).
Покупка места из денег десятины (маасера)
Изначально человек не должен покупать место в синагоге из денег маасера. Но если он находится в стесненных обстоятельствах и не может иначе позволить себе купить место, ему разрешено это сделать на деньги маасера (Респонс Минхат Ицхак 8:83, Циц Элиэзер 20:35, Цдака у-Мишпат 6, прим. 26).
Незваный гость
Если у вас есть постоянное место, вы пришли и какой-то посторонний гость его занял — не принято «сгонять» другого. Но, если он занимает ваше место на постоянной основе — то стоит мягко объяснить, что это ваше постоянное место…
Воспитание детей
Для воспитания детей и приучения их к молитве в синагоге постоянное место — обязательное условие!
С уважением, Яков Шуб
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Бейт-Кнесет
Рав Берл Набутовский
Расскажите мне о структуре синагоги
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Сегодня габай — должность общественная
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Святость синагоги и Бейт-Мидраша очень велика
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Рав Элияу Тавгер,
из цикла «Уроки по РАМБАМу. Молитва»
Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»
Сказать, что у девяноста девяти процентов молящихся сложности с сосредоточением в молитве, было бы неправдой. Эта проблема затрагивает все сто процентов молящихся. Глава из книги «Тайна восемнадцати благословений»
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ