Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Я зажгла свечи на полчаса позже

Темы: Суббота, Заповеди, Зажигание свечей, Ашер Кушнир

Отложить Отложено

Я уже четвертый год в стране. Приехав, я попала в религиозный район и постепенно стала знакомиться с еврейской жизнью. Мне многое понравилось, я даже начала зажигать свечи каждую субботу.

Все хорошо, но меня очень пугает и отталкивает религиозный фанатизм. Недавно я с трепетом зажигала субботние свечи, но на полчаса позже. Как раз подошла соседка и прямо ахнула, как это я нарушаю субботу… Неужели все так должно быть фанатично?

Отвечает рав Ашер Кушнир

Да, у нас не любят фанатизма. С детства нас больше приучали к умеренности. Умеренность — это хорошая черта, поэтому доброжелательному еврею хочется и умеренности религиозной. Может быть, вас это и удивит, но каждый еврей, соблюдающий религиозные предписания, считает себя именно таким: нормальным и умеренным. Проблема в том, что того, кто соблюдает поменьше его, он считает вообще не религиозным, а тот, кто взял на себя чуть больше обязанностей, для него — фанатик. Получается, что определение религиозной фанатичности — относительно. И до такой степени относительно, что и вы можете попасть (в глазах ваших знакомых) в разряды таких же фанатов. К примеру, скажет вам подруга: «Зачем тебе зажигать свечи каждую субботу? Делай это по настроению, как я. Не будь чересчур религиозной…»

И вообще, если вы заметили, мир переполнен фанатами. Очень фанатичны, к примеру, диспетчера вокзалов. Вы подъедете на полчаса позже, а эти фанаты отправят поезд на полчаса раньше. В банке тоже фанатики захватили позиции. Им так принципиально важно, где именно поставить маленькую точку между нулями… А врач со своей диетой? Что это значит: совсем не есть жареного, жирного и печёного? Как понимать слово «совсем»?

Вы можете возразить, что это не фанатизм, это педантичное выполнение неписаных законов жизни. Хорошо, но только тогда и мы не религиозные фанатики, а всего лишь педантично выполняем писаные законы Торы.

Давайте это проясним поглубже. Как правило, фанатизм связан с представлением о человеке, страстно преданном какому-то делу или поглощенном какой-то идеей. Всегда ли это плохо? Если это инженер, который всецело поглощен расчетами и все его мысли и дела вокруг этого проекта, то осудим ли мы его и скажем: «Не будьте чересчур инженером?». Скорее всего, похвалим его за профессионализм. А скажем ли мы врачу: «Не будьте чересчур врачом?», когда увидим, что он моет руки между приёмами пациентов, и просиживает ночами, чтобы быть в курсе последних медновинок? Скорее всего, наоборот, захотим обратиться к такому фанату. То есть, тут профессиональная преданность, увлеченность и скрупулезность — это хорошо. А те же качества в соблюдении заповедей Творца — это плохо, не надо быть таким религиозным… Почему?

Причина в том, что еврейская жизнь представляется нам, далёким от неё, порой как национальный фольклор. У китайцев едят рис, у англичан пьют чай, а у евреев едят «гефилте фиш» и зажигают свечи… И если это так, тогда действительно непонятно, какая трагедия произойдет, если китаец съест кусок хлеба вместо риса, а еврей не зажжет вовремя субботние свечи! Вот в этой точке понимания и находится недопонимание.

Еврейская жизнь — это не фольклор и не национальная традиция, а строго регламентируемый законами Торы образ жизни. Цель его — человеческое совершенство. Законы еврейской жизни даны Творцом в точном соответствии с духовной структурой мира и человеческой души. Их нарушение — это разрушение мира и самого человека. Поэтому тот, кто это осознаёт, старается эти законы скрупулезно соблюдать.

Еврейские матери и жены на протяжении тысячелетий «фанатично» зажигали свечи точно в рассчитанное время. По этой причине они зажигают их до сих пор. Поэтому и вы можете их зажигать… но вовремя.

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его