Темы: Суббота, Заповеди, Зажигание свечей, Ашер Кушнир
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЯ уже четвертый год в стране. Приехав, я попала в религиозный район и постепенно стала знакомиться с еврейской жизнью. Мне многое понравилось, я даже начала зажигать свечи каждую субботу.
Все хорошо, но меня очень пугает и отталкивает религиозный фанатизм. Недавно я с трепетом зажигала субботние свечи, но на полчаса позже. Как раз подошла соседка и прямо ахнула, как это я нарушаю субботу… Неужели все так должно быть фанатично?
Да, у нас не любят фанатизма. С детства нас больше приучали к умеренности. Умеренность — это хорошая черта, поэтому доброжелательному еврею хочется и умеренности религиозной. Может быть, вас это и удивит, но каждый еврей, соблюдающий религиозные предписания, считает себя именно таким: нормальным и умеренным. Проблема в том, что того, кто соблюдает поменьше его, он считает вообще не религиозным, а тот, кто взял на себя чуть больше обязанностей, для него — фанатик. Получается, что определение религиозной фанатичности — относительно. И до такой степени относительно, что и вы можете попасть (в глазах ваших знакомых) в разряды таких же фанатов. К примеру, скажет вам подруга: «Зачем тебе зажигать свечи каждую субботу? Делай это по настроению, как я. Не будь чересчур религиозной…»
И вообще, если вы заметили, мир переполнен фанатами. Очень фанатичны, к примеру, диспетчера вокзалов. Вы подъедете на полчаса позже, а эти фанаты отправят поезд на полчаса раньше. В банке тоже фанатики захватили позиции. Им так принципиально важно, где именно поставить маленькую точку между нулями… А врач со своей диетой? Что это значит: совсем не есть жареного, жирного и печёного? Как понимать слово «совсем»?
Вы можете возразить, что это не фанатизм, это педантичное выполнение неписаных законов жизни. Хорошо, но только тогда и мы не религиозные фанатики, а всего лишь педантично выполняем писаные законы Торы.
Давайте это проясним поглубже. Как правило, фанатизм связан с представлением о человеке, страстно преданном какому-то делу или поглощенном какой-то идеей. Всегда ли это плохо? Если это инженер, который всецело поглощен расчетами и все его мысли и дела вокруг этого проекта, то осудим ли мы его и скажем: «Не будьте чересчур инженером?». Скорее всего, похвалим его за профессионализм. А скажем ли мы врачу: «Не будьте чересчур врачом?», когда увидим, что он моет руки между приёмами пациентов, и просиживает ночами, чтобы быть в курсе последних медновинок? Скорее всего, наоборот, захотим обратиться к такому фанату. То есть, тут профессиональная преданность, увлеченность и скрупулезность — это хорошо. А те же качества в соблюдении заповедей Творца — это плохо, не надо быть таким религиозным… Почему?
Причина в том, что еврейская жизнь представляется нам, далёким от неё, порой как национальный фольклор. У китайцев едят рис, у англичан пьют чай, а у евреев едят «гефилте фиш» и зажигают свечи… И если это так, тогда действительно непонятно, какая трагедия произойдет, если китаец съест кусок хлеба вместо риса, а еврей не зажжет вовремя субботние свечи! Вот в этой точке понимания и находится недопонимание.
Еврейская жизнь — это не фольклор и не национальная традиция, а строго регламентируемый законами Торы образ жизни. Цель его — человеческое совершенство. Законы еврейской жизни даны Творцом в точном соответствии с духовной структурой мира и человеческой души. Их нарушение — это разрушение мира и самого человека. Поэтому тот, кто это осознаёт, старается эти законы скрупулезно соблюдать.
Еврейские матери и жены на протяжении тысячелетий «фанатично» зажигали свечи точно в рассчитанное время. По этой причине они зажигают их до сих пор. Поэтому и вы можете их зажигать… но вовремя.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Ашер Кушнир
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы»
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Ашер Кушнир
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы»
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы, фонограмма видеоуроков»
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Ашер Кушнир
Рав Овадья Климовский
Величественней прислуживание Торе, чем ее изучение?
Рав Эльяким Залкинд
Как такое возможно — еврею быть без союза с Б-гом?
Рав Меир Мучник
И если у него было более еврейское имя, почему Всевышний к нему обращается «Моше, Моше»?
Рав Нахум Шатхин
Почему Всевышний скрыл от Ифтаха закон о жертвоприношениях?
Рав Натан Агрес
Рав Овадья Климовский
Блудница или владелица постоялого двора?
Рав Овадья Климовский
О чём Яабец просил Того, Кому принадлежит мудрость?
Рав Реувен Куклин
Что означает слово бин?
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Яков Гельфман
Ведь это значит, что он осознавал опасность и знал, что изменение имени может помочь...
Рав Реувен Куклин
Это больше напоминает мусульманское имя…
Рав Овадья Климовский
Кто сделал больше, тот не сделал ничего?