Темы: Трапеза, Омовение рук, Моше Сытин
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Принято ли сегодня совершать омовение пальцев (маим ахароним) после трапезы с хлебом? Можно ли омывать пальцы прямо из крана? С уважением, Михаэль
Здравствуйте! Спасибо за интересный вопрос. В Гмаре сообщается, что раньше в пищу иногда употребляли концентрированную соль из Мертвого моря, которая при попадании в глаза могла привести к слепоте. Чтобы исключить такую возможность, мудрецы постановили совершать омовение рук сразу же после окончания трапезы. Это омовение называется маим ахароним, что в переводе на русский означает «последние воды» (первое омовение совершают в начале трапезы, перед благословением на хлеб). В трактате Брахот (53 б) сказано, что это омовение необходимо еще и для того, чтобы смыть с рук остатки пищи перед Биркат а-мазон (благословением после трапезы с хлебом), поскольку Биркат а-мазон следует произносить с чистыми руками. Таким образом, смысл маим ахароним не исчерпывается «профилактикой слепоты», это омовение является также подготовкой к благословению после трапезы.
Маим ахароним сегодня
Сегодня ситуация во многом изменилась. Во-первых, в пищевой промышленности не используется соль, которая при попадании в глаза может привести к потере зрения. Во-вторых, мы едим с помощью столовых приборов, поэтому, как правило, наши руки к концу трапезы совершенно чисты. Стало быть, причины, по которым мудрецы предписали это омовение, сегодня не актуальны. Поэтому некоторые галахические авторитеты считают, что сегодня нет необходимости делать маим ахароним, если руки не испачканы едой. Однако большинство галахистов придерживается другого мнения. В книгах мэкубалим — мудрецов, получивших тайное учение, сказано, что на самом деле у этого омовения есть очень глубокий, скрытый от нас смысл, а указанные Талмудом причины — лишь рациональная подоплека, которую мудрецы открыли нам, чтобы мы поняли важность этого предписания.
Вот что сказано об этом в книге Каф а-Хаим (Орах Хаим 181): «Все постановления мудрецов имеют скрытый смысл, они лишь облекают их (постановления) в доступную форму…». То есть: постановления мудрецов сопровождаются объяснениями и аргументацией, но это лишь вершина айсберга, истинные же мотивы скрыты в глубинах тайного учения, которое доступно немногим[1]. Поэтому многие раввины полагают, что обязанность маим ахароним существует и сегодня. Так постановил автор Мишны Бруры (181:22), так считают многие другие галахические авторитеты. Кроме того, если руки испачканы едой, то делать маим ахароним нужно по всем мнениям.
Из сказанного следует, что делать маим ахароним нужно всем, как мужчинам, так и женщинам. Однако по некоторым обычаям женщины могут не совершать этого омовения. На практике, согласно мнению галахистов, следует поступать так: хотя по букве закона маим ахроним надо делать как мужчинам, так и женщинам, женщины, которые придерживается «облегчающего» обычая, не должны менять свою традицию (Вэ-зот а-браха 14:3). Но если руки испачканы едой, женщины должны совершать омовение (Там же, 4).
Нужен ли сосуд для омовения
В Гемаре Брахот (53 б) приводится толкование слов «освящайтесь и будьте святы» (Ваикра 11, 44): «освящайтесь» — это омовение рук перед трапезой, «и будете святы» — это омовение после трапезы. Виленский Гаон делает отсюда вывод, что законы омовения перед едой и после еды одинаковы. Поэтому среди последователей Виленского Гаона распространен обычай совершать «последнее омовение» из сосуда и омывать всю кисть руки, подобно тому, как мы делаем перед началом трапезы (Маасэ Рав 84, Тшувот вэ-Анhагот 173). Однако большинство галахистов считает, что использовать сосуд нет необходимости (Мишна Брура 181:21). Итак, чтобы сделать маим ахароним, достаточно помыть руки под струей воды из-под крана.
С уважением, Моше Сытин
[1] Это передают также от имени Виленского Гаона, см., например, Маасэ Рав 95.
Рав Натан Агрес
Как подготовиться к субботе?
Рав Исроэль-Меир Лау
Рош аШана 2024 г.: праздник начинается 2 октября с заходом солнца и длится два дня
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Исроэль-Меир Лау
Законы и обычаи святого дня.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Запрещается пройти 4 ама (примерно два метра), не сделав омовение рук
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Шимон Соскин
Многим известен тот факт, что религиозные евреи утром после пробуждения омывают руки из специального сосуда, называемого «натла». Причем многие из них наполняют его водой и оставляют на всю ночь у кровати вместе с небольшим тазиком, чтобы иметь возможность омыть руки сразу после пробуждения, еще не встав с постели. Это омовение напоминает омовение рук перед едой с хлебом, однако его смысл несколько иной. В чем он?
р. Меир Фомичев,
из цикла «Еврейский закон»
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Моше Сытин
Как определить область «пеот»?
Рав Моше Сытин
Ведь так мы изменяем тот свой образ, который сотворил Б-г?
Рав Моше Сытин
Если человек может работать, но предпочитает кормиться подаянием, он все равно настоящий нищий?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его