Темы: Мясное и молочное, Кашрут, Давид Вертлиб, Кашерование посуды
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЧто делать со сковородой (халави — для молочных продуктов), в которой жарился лук? Лук я перемешал деревянной лопаткой (бэсари — для мясных продуктов). Этой лопаткой до того несколько минут назад мешали еду в сковороде. Сковорода с тефлоновым покрытием. Тода раба ми коль лев. Шмуэль
Уважаемый Шмуэль,
Вы задаете интересный и многоплановый вопрос. Поскольку мне не известны все детали, от которых может зависеть ответ, попробую учесть различные возможности.
Для начала приведем общие правила, касающиеся контактов между посудой различных статусов. Мы различаем «суточную» посуду — когда с момента её предыдущего использования не прошло 24 часов, и «не суточную» — когда с момента её последнего использования прошло более 24 часов. Считается, что в «не суточной» посуде остатки пищи, впитавшиеся в стенки, утратили свой вкус и не передают его еде, которую поместили в посуду по прошествии 24 часов.
Ситуация 1. Если на огне варится молочная еда и по ошибке её размешали «суточной» мясной ложкой (или, наоборот, мясную еду размешали «суточной» молочной ложкой), то все зависит от отношения объёма пищи в кастрюле к объёму ложки (а точнее, к той её части, которая погружена в пищу, то, что снаружи — не в счёт):
а. Если объём пищи превышает объём ложки в 60 раз, то пищу и кастрюлю разрешено использовать, а ложку необходимо откашеровать, окунув в кипяток.
б. Если объём пищи не превышает объём ложки в 60 раз, то и еда и посуда запрещены.
Ситуация 2. Если в похожей ситуации ложка была «не суточная», то, даже если объём пищи не превышает объём ложки в 60 раз, всё равно и пищу, и кастрюлю разрешено использовать, а ложку необходимо откашеровать, окунув в кипяток (см. Шульхан Арух 94; 1,3,4).
Вы не написали, какую еду, мясную или молочную, перемешали лопаткой до того, как мешать лук. Однако в любом случае Ваша ситуация осложняется тем, что мясной лопаткой в молочной сковороде помешали лук, который относится к категории דבר חריף (острая еда). Гмара Хулин 111 б говорит, что острая еда, в отличие от обычной, способна активизировать, «освежать» остатки пищи, впитавшиеся в стенки посуды или в нож, которым её резали. И даже если посуда была не суточной, острая пища придает ей статус суточной (см. Шульхан Арух 95; 2 Рамо; Шульхан Арух 96; 1,2,3). К острым продуктам относятся: чеснок, лук, редька, острый перец, хрен, лимон, солёная рыба и, по некоторым мнениям, солёный огурец.
Возвращаясь к Вашему случаю: острый лук «реанимировал» остатки и молока, и мяса, мясная лопатка впитала вкус молока из сковородки, молочная сковорода — частицы мяса из лопатки, лук впитал вкус и молока, и мяса. Поэтому на основании постановления Шульхан Арух 103; 6 все запрещено — и еда, и посуда.
Если лопатка относительно новая, БЕЗ ТРЕЩИН И ЦАРАПИН, ее можно откашеровать, окунув в кипящую воду. Предварительно необходимо тщательно её очистить и не пользоваться ею в течение 24 часов (הגעלה).
Сковорода, в том числе с тефлоновым покрытием, должна пройти ליבון קל — т.е. её нужно тщательно помыть, подождать 24 часа и прокалить на огне до такого состояния, что если поднести к её поверхности бумагу или соломинку, они сгорят.
На практике же представляется маловероятным, что на лопатке совершенно нет царапин. Следовательно, её нужно выбросить. Что касается сковороды, необходимо принять во внимание, что от высокой температуры она может деформироваться и испортиться, и тогда всё равно придется купить новую.
С уважением, Давид Вертлиб
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Не вари козленка в молоке его матери»
Кашрут. Введение. Материалы к видеурокам по кашруту
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Цав»
Рав Давид-Йеуда Вертлиб
Помогите понять слова пророка...
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Что такое еда и какова ее функция в нашей жизни. В чем сущность самой идеи еды?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Не вари козленка в молоке его матери»
Материалы к видеурокам по кашруту. Постановления мудрецов
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Давид-Йеуда Вертлиб
Профессионалу и любителю?
Рав Давид-Йеуда Вертлиб
Что такое изгнание?
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Не вари козленка в молоке его матери»
Материалы к видеурокам по кашруту. Смешение мясного и молочного
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его