Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что имел в виду раби Исроэль из Ружина?

Темы: Рав Реувен Куклин, Исправление качеств, Самосовершенствование

Отложить Отложено

«Вообрази себя канатоходцем над пропастью. Как сохранить равновесие? Едва твоё тело потянет в одну сторону, тянись в другую» — Раби Исроэль из Рижина. Здравствуйте, возник такой вопрос: как понимать это высказывание? Если тебя тянет ко злу, к плохому, ты должен сразу же потянуться к добру, к хорошему. А если тебя тянет к добру, к хорошему, то ты должен потянуться к обратному? Не совсем понял, буду весьма признателен за развернутый ответ. С уважением, N.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый N.,

Здесь идёт речь о знаменитом принципе «золотой середины». Этот принцип Рамбам в Шмона Праким определяет следующим образом: «Хороши те деяния, которые оказываются уравновешенными, средними между двумя крайностями, каждая из которых плоха, являя собой либо избыток того или иного качества, либо его недостаток. Добродетелью называются такие наклонности души и черты характера, которые лежат посередине между двумя дурными качествами, одно из которых связано с избытком того или иного свойства, а другое — с его недостатком. Из определенных наклонностей души проистекают соответствующие им действия».

Далее Рамбам пишет: если человек чувствует, что его тянет к одной крайности, ему стоит вначале склонить себя к противоположной крайности, и лишь потом идти по среднему пути. Иначе ему не удастся приучить себя к среднему пути — ведь он с лёгкостью снова склонится к свойству, к которому привык.

Это и имеет в виду рабби Исроэль в том высказывании, которое Вы привели.

С уважением, Реувен Куклин

Материалы по теме


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше