Темы: Йога, Идолопоклонство, Забота о здоровье, Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемые раввины! На вашем сайте я недавно прочитал статью «идолопоклонство в йоге». Сам я занимаюсь китайской гимнастикой Цигун (немного похожей на йогу) с целью оздоровления. Цигун (в переводе «сила дыхания») постулирует понятие Ци — жизненной энергии, которая рассматривается в качестве основы существования человеческого организма, и учит контролировать эту энергию. Контроль этой энергии может расцениваться как идолопоклонство?
Большое спасибо за Ваш вопрос. Забота о своем здоровье и физическом состоянии является одной из обязанностей, которые возлагаются на еврея. Тело дано человеку Всевышним, чтобы он мог выполнять заповеди в этом мире максимально эффективно. К сожалению, иногда ненормированный распорядок дня, вредные привычки, неправильное питание и т.п. приводят к тому, что вместо того, чтобы изучать Тору и выполнять заповеди, человек вынужден тратить время на посещение врачей. Кроме того, известно, что умеренные физические нагрузки повышают настроение, делают нас жизнерадостней.
Для этой цели могут подойти и занятия китайской гимнастикой Цигун, о который Вы спрашиваете. При условии, что физический аспект упражнений отделен от религиозно-философского аспекта, который иногда может нести в себе элементы идолопоклонства. Обычно цель подобных занятий заключается в развитии и мобилизации внутренних ресурсов человека, что никак не связано с идолопоклонством. Однако иногда Вам могут рассказывать о том, что для контроля и развития внутренней энергии необходимо «подключаться» к энергетическим источникам, существующим вне Вашего тела и т.п. В большинстве таких случаев Вас могут вводить в заблуждение, а иногда просто обманывать. Подробнее о проблемах, которые могут возникнуть при занятиях Цигун, йогой и т.п. читайте в ответе.
Что касается вопроса о внутренней энергии Ци, то, в принципе, идея существования такой силы не противоречит иудаизму. До тех пор, пока Вы считаете, что эта сила, как и все другие силы и явления природы, созданы и контролируется Всевышним. Насколько мне известно, понятие Ци с точки зрения иудаизма может соответствовать понятию о низшем уровне человеческой души — нэфеш, которая является жизненной силой организма и участвует в соединении души с телом.
С уважением, Яков Шуб
Читайте: Йога может укрепить здоровье, но не определяет системы ценностей, ради которых мы живём…
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Продолжаем знакомиться с Десятью заповедями, составляющими основу еврейского мировоззрения.
Рав Реувен Куклин
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Бенцион Зильбер
Какую молитву надо читать за выздоровление, человек очень болен. Нужны слова.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Ашер Кушнир
У индусов, буддистов, джайнов и шаманов и без Б-га удивительные достижения?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
А готовить в одной духовке?
Рав Моше Гекрайтер
Кому мы молимся на могилах праведников?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его