Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Четверо называются злодеями — поднимающий руку на товарища, даже если и не ударил его, берущий в долг и не возвращающий, наглый, который не уважает того, кто больше его, и тот. кто участвует в раздорах.»Мидраш

Раз Б-г всемогущ, значит, у Него нет желаний?

Темы: Время, Желание, Берл Набутовский, Качества Творца

Отложить Отложено

Добрый день!! У меня несколько философский вопрос. Существует такое определение: если Б-г всезнающ, значит, Он всемогущ, но если Он всемогущ, значит, у Него нет никаких желаний (все, что Он мог теоретически пожелать, давно и мгновенно сбылось). А если у Него нет желаний, значит, Он бездействует, то есть никак не проявляет себя в этом мире. Как выбраться из этого круга?

D.

Отвечает рав Берл Набутовский

Уважаемый D.,

Действительно, разделение на желаемое и действительное есть только у существ ограниченных. Сначала возникает желание, затем это желание может быть удовлетворено — а может и не быть удовлетворено. А у Всемогущего различия между желанием и реальностью нет. Его желание — это и есть реальность.

Тем не менее, позвольте не согласиться с Вашей постановкой вопроса. Почему Вы так уверены, что идеальное исполнение желания должно происходить моментально? Это вовсе не так. Например, если я хочу мороженого, это не значит, что самый лучший вариант исполнения моего желания, вариант, который я выбрал бы, если бы был всемогущ, — это чтобы полкило мороженого мгновенно оказалось у меня в желудке. Вовсе нет! Идеальный вариант исполнение моего желания — это кружевная фарфоровая тарелочка с мороженым, берег моря, долгий закат, тихий разговор, музыка… Другими словами, моё желание может быть растянуто во времени. У меня также могут постоянно возникать новые желания. Почему бы не предположить, что новые желания постоянно возникают и у Всемогущего?

Сказанное, конечно, относится только к воображаемому «всемогуществу» человека. А настоящий ответ на Ваш вопрос заключается вот в чём.

Вс-вышний — Создатель физической реальности. Сам Он существует вне этой реальности и никак от неё не зависит. Время — это одна из характеристик физического мира. Оно было создано вместе со всем остальными его составляющими. А Создатель существует вне времени. Поэтому про Него нельзя сказать «давно и мгновенно». Та форма, в которой у Него возникают желания, для нас совершенно непостижима, т.к. мы ограничены рамками времени. Мы вообще не можем себе представить существование вне времени. Но то, как Его желание проявляется по отношению к нам, мы можем понять. Он желает, чтобы мы продолжали существовать.

В книге Даат Твунот[1] объясняется, что единственная реальность, существование которой логически неизбежно — это Вс-вышний. Т.к. Вс-вышний по определению Один и Единственен, всё остальное вообще не должно существовать. Другие творения существуют только благодаря Его постоянному желанию, которое противоречит естественному положению вещей. Если бы Он даже на одно мгновение прекратил активно создавать мир Своим желанием, мир мгновенно бы вернулся в небытие.

Кроме того, т.к. Вс-вышний создал мир с определённой целью (об этом мы уже писали), Он заинтересован во всех деталях того, что происходит в этом мире. Существование мира в целом и каждого его фрагмента в частности, а также всего, что с этими фрагментами происходит, полностью зависит от постоянного желания Вс-вышнего.

С уважением, Берл Набутовский


[1]В издании Рава Хаима Фридландера (которое переведено на русский язык) в пункте 58. См. также книгу Нэфэш а-Хаим (первые две главы первой части), и первую часть книги Ховос а-Левовос (Шаар а-Йихуд).

Читайте:

Нет, нет никого, кроме Б-га Одного

Как это «нет ничего, кроме Б-га»? Певец и песня

Материалы по теме

Понятие времени в свете толкования традиционных текстов

Рав Мордехай Кульвянский

Впервые слово «время» (зман) появляется в Танахе в книге «Коэлет»: «Для всего есть время, для каждой вещи — срок под Небесами». Достойно удивления, что все пять книг Торы, книги пророков, псалмы, Ийов, Хроники (!) обходились без слова «время». Конечно, есть годы, месяцы, дни и ночи и даже часы, связанные с движением светил, а понятие времени — только в «Коэлет». Несомненно, это великая новость, осознать которую нам мешает только то, что мы уже давно живем в мире, в котором это слово сказано.

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.

Cмысл изгнаний

Рав Берл Набутовский

Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.

Десятая заповедь. Цена бесплатных обедов

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»

Это всё должно было быть моим, но по недоразумению досталось ему...


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше