Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Агаду про внутриутробного младенца, изучающего Тору, знают все. Но почему-то многие уверены, что сей младенец учит Тору у ангела, который потом легким шлепком заставляет его все выученное забыть, – это уже при выходе в большой свет. Именно у ангела. В то время как на самом деле написано так (трактат Нида 30-2):
"Учил раби Симлай (про плод в животе матери): над его головой горит свеча, и он видит от одного конца мира до другого… И обучают его всей Торе… А когда собирается выходить в мир (во время родов), приходит ангел и закрывает ему рот, и заставляет забыть всю (выученную) Тору".
Т.е. кто именно его обучает, не написано. Но ангел – лишь тот, кто заставляет его все изученное забыть.
Комментаторы пишут, что учат его Торе – чтобы потом легче было учиться. Ибо вспоминать, согласитесь, легче, чем учить впервые. Получается, что тем самым небо помогает евреям выполнять заповедь изучения Торы[1].
Тем не менее, любопытно: кто обучает плод Торе – не написано. Сказано просто – "обучают". А вот о том, кто заставляет ребенка все выученное забыть, – об этом говорится прямо: ангел.
Так что многие склонны считать, будто ангел и обучает. Но если так, то возникает вопрос: у каждого свой ангел-учитель? Или на весь народ – один такой мировой меламед?
Вроде, из языка Гемары следует, что у каждого свой, – ведь написано "обучают его". Как бы индивидуально. Что вполне понятно, поскольку у каждого свой уровень понимания. И давать человеку повышенный объем Торы, с которой он, в силу своих качеств, явно не справится, вряд ли стоит. А раз так – то каждому дается ровно тот объем, который ему будет по силам. Это и называется: свой ангел-учитель. Подобно тому как у каждого есть свой йецер-тов и свой йецер-ра[2].
Но тогда это приводит к нескольким вопросам. Если у каждого свой учитель, то что происходит в случае двойни? Неужели Яаков и Эсав в животе у Ривки учились каждый у своей хавруты? Если так, то это уже не хейдер, а ешива. Так что, скорее всего, учитель у них был один. И правило надо несколько изменить, а именно: один учитель не у каждого плода, а в каждом беременном животе[3].
Так или иначе, обучает ангел своего подопечного Торе, тот ее запоминает, потом ему закрывают рот, его память переходит из разряда оперативной в разряд закрытой под код, – и отныне ребенок будет Тору только вспоминать, удивляясь, как легко она у него идет, или – как нелегко; неважно, главное – вспоминать, и это ощущение испытывают многие из евреев; своего рода еврейское DjVu.
Кстати, обратите внимание: рот закрывают. Скорее всего, ангел прикладывает руку ко рту – и тот "запечатывается". Хотя многие пересказывают эту агаду несколько иначе: дескать, легко шлепает его по губам. Мне слово "шлепает" не очень нравится, ибо – никакого насилия, даже самого легкого! Но почему "запечатывает" рот – а не, скажем, мозги? Потому что учеба Торы – это произнесение ртом, а не скольжение по тексту Торы глазами. Т.е. младенец в животе матери слова Торы говорит, произносит – а не просто слышит. Другой учебы не бывает!
Дальше. Сказано, обучают его всей Торе. Подобно тому, как Моше, наш Учитель, получил на Синае всю Тору. Слово "всю" означает, что получил Письменную Тору и Устную – включая все, что откроют в Торе последующие поколения вплоть до окончания истории. В том числе – все вопросы, которые зададут ученики учителям, и все ответы, которые ответят учителя ученикам[4]. Включая правильные вопросы и ответы и неправильные вопросы и ответы. Включая всё! Это про Моше-Рабейну.
То же самое в случае отдельного еврейского мальчика: он получил все, включая то, что откроется ему во взрослой жизни. Это называется хидуш. То, что не было известно до него. Причем или вообще никому и никогда не было известно, или то, что не знали только в его окружении (скажем, в классе хейдера).
Но если Моше получил всю Тору из уст, как принято говорить, самого Всевышнего, то каждый из нас получил ее из уст своего ангела. А сюда, в эту "индивидуальную" Тору хидушим уже не входят. Т.е. ангел обучает как бы кандидатскому минимуму[5]. И поэтому, если ты откроешь свой хидуш – ангел, который слушает тебя в эту минуту на небе, радуется за тебя. Ибо раньше он учил тебя, а теперь ты учишь его.
** **
Откуда возникла такая картина? Сам не знаю. Просто отмечено, что почти у каждого русскоговорящего еврея столько сварот (своих собственных пояснений) тому, что он учит, что впору их записывать, а потом издавать. Другое дело, что со временем большинство этих "новостей" Торы сами по себе как-то корректируются, сходят на нет – поскольку человек начинает учить комментарии, которых глубокий океан, не меньше. Тем не менее, способность мыслить самостоятельно – и, главное, на опережение – у человека остается на всю жизнь. И это радует.
И нас радует, и того ангела.
Гениальный у нас народ, иначе не скажешь. Даже ангелы радуются.))
С праздником Дарования Торы, дорогие евреи!
** **
Да, чуть не забыл. Высказанные выше соображения по поводу "Шавуот в животе матери" были приведены впервые по ходу урока "Обучать и учиться".
[1] Что происходит с теми, кто перешел в еврейство, не поясняется. Возможно, так специально сделано, чтобы им пришлось затратить больше усилий, чем урожденным евреям. И тогда их заслуга будет еще больше. – Впрочем, тут возникает множество разных соображений.
Хотя соображений и разных вопросов тут полным-полно на любую тему. Например: если человек переживает много реинкарнаций, то неужели каждый раз один и тот же ангел в животе новой матери учит его заново? А если не учит, то это противоречит высказыванию раби Симлая, который не дает нам никаких исключений. И обратите внимание, мудрецы с ним согласились!
[2] Кстати, отмечается, что в животе у плода нет йецер-ра. Последний приходит в момент рождения. Другими словами, происходит как бы "смена караула": малах-меламед (ангел-учитель) уходит, а йецер-ра приходит.
[3] Про девочек не спрашивайте. У меня есть два изящных, но взаимно исключающих ответа.
[4] Но не те вопросы и ответы, которые могут изобрести ангелы на небе. Поскольку ничего изобрести в Торе они не могут. Написано: "Не на небе она".
[5] Если вы спросите, откуда это следует? – отвечаю: от вас самих, только что заявивших, что у каждого плода свой учитель. Ведь если каждый учитель учит не просто всему тому, что может после рождения выучить его протеже, а учит всему вообще, то зачем нужно так много этих учителей? Программа-то ведь одна и та же на весь народ. Вывод: если учителей столько же, сколько евреев, то и программ столько же. А значит, они отличаются одна от другой. Чем отличаются? Теми "новостями", которые потом придут в голову взрослым евреям. А если вы скажете, что "новости" тоже включены в программы-минимумы, я отвечу: но тогда это уже не минимумы.
Ничего я так вывернулся? Это у меня такие сегодня хидушим.))