Закон о том, что еврейство передается по матери, установлен в Торе (Пятикнижии). Этот закон незыблемо действует в еврейском народе на протяжении вот уже нескольких тысячелетий и ни у кого не вызывал вопросов вплоть до последнего времени. Попытаемся разобраться, почему, все-таки, евреем считается тот, у кого мама — еврейка, и где об этом написано в Торе.
Почему вообще у кого-то возникает вопрос?
К сожалению, в наше время это не вопрос, а шок жизни. Когда у кого-то в семье вдруг выяснилось, что он или его дети не евреи, — нет на это ответа. В особенности для тех, кто всю жизнь не только считал себя евреем, но и страдал как еврей, — никакие объяснения не будут убедительны. Для чувств логика — алогична.
Попытаемся абстрогироваться от взглядов, продиктованных чьей-то личной историей, нашей ли или наших знакомых. Допустим, турок женился на японке. Родился ребёнок. Кто он? Турок или японец? По-видимому, ни то и ни другое, а наполовину турок, наполовину японец. А если ребёнок, став взрослым, захочет считать себя турком, — может? Почему бы нет. Захочет японцем — пожалуйста. И даже в тех странах, где указывают национальность в паспорте и принято записывать детей по отцу, даже там, если сильно захотеть — можно записать и по матери.
Другими словами, кем хотят, тем себя и считают. Почему? У народов мира нет обязательных законов, которые регулируют национальную принадлежность.
А у евреев столько времени, сколько они существуют, такой закон есть: рождённый от матери еврейки является евреем.
А откуда этот закон?
Он не выведен когда-то мудрейшим собранием и не придуман человеком сейчас, а является вечным повелением Б-га!
А где же это повеление указано?
В Торе, книга Дварим (7:3,4): «Не вступай в семейные отношения с ними. Дочь свою не выдавай замуж за его сына. А дочь его не бери для сына своего…» (и см. дальше). В Талмуде (трактат Кидушин 68): «…сын от израильтянки называется твоим сыном, а рождённый от язычницы называется не твоим сыном, а её сыном…». Так же этот закон формулирует кодекс Шульхан Арух (раздел Эвен Хаэзер, гл. 8, закон 5).
Это закон. И хотя закон Б-га не требует объяснений, всё же попробуем понять его смысл.
Варианты объяснения смысла закона
Тора привязывает еврея к реальности. Иудаизм — это не некое мировоззрение, порхающее в воздухе, которому можно абстрактно сочувствовать в сердце, а устойчивая реальность, встроенная в саму природу человека. Девять месяцев души ребенка и матери тесно переплетены. Так же, как зародыш постепенно формируется в течение этого времени, приобретая внутренние органы, скелет и т.д. в утробе матери, так же он получает от неё свою еврейскую принадлежность.
Очевидно, что материнское участие в появлении ребёнка более заметно и определённо, чем отцовское. Если человек сомневается в своём происхождении от одного из родителей, то с большой степенью вероятности он может быть уверен только в том, что его мама — это действительно его мама, а вот …
И не только до родов, но и после принадлежность к матери доминантна. Есть в Притчах Соломоновых на первый взгляд непонятное изречение: «Не оставляй Тору матери своей…». Почему Тору матери? Ведь отец обучает сына Торе?! Ответ: Сколько отец ни обучал бы, но Тору реальной жизни сын впитывает с молоком матери, бессознательно копируя все её повадки, интонации, привычки и суждения. Мама находится с ребёнком большую часть времени его раннего детства, оказывая огромное влияние на формирование его личности.
Резюме
Поэтому, хотим мы или нет, но только рождённый от матери еврейки является евреем. И если бы не было этого закона и не хранили бы его с такой строгостью в течении тысячелетий, а каждый раз меняли и подстраивали под проблемы каждого из нас, то, как вы понимаете, еврейский народ давно перестал бы существовать.
Да и после всего не стоит забывать, что каждый человек может стать евреем, пройдя гиюр. Врата еврейского дома открыты для всех, кто хочет там жить по-еврейски!
Слушайте: Не кто еврей, а что еврей