Темы: Храм, Разрушение Храма, История, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДорогой Раввин, у меня есть несколько вопросов:
1. В этом году мы праздновали 5771. Авраам родился в 1948 и в 52 года заключил с Творцом завет, т.е. в 2000 году от сотворения. Через 2000 лет, в 4000 году ровно год в год, как утверждает Раввин Исаак Голдштейн, Храм был разрушен римлянами и Израиль был рассеян. После разрушения храма уже прошло 1940 лет, т.е. сейчас должен быть 5940 год. Вы писали, что Храм был разрушен в 3828 году, т.е. сейчас должен быть 5768 год. Однако многие Раввины считают, что Машиах придет в начале седьмого тысячелетия:2000 лет от сотворения до Авраама, 2000 лет до разрушения Храма и 2000 до прихода Машиаха. И в седьмом тысячелетии будет Царство Машиаха. Помогите, пожалуйста, разобраться, почему такие несовпадения со временем разрушения Храма? И когда ожидать Машиаха, через лет 60 (по Голдштейну) или через 229 лет? Хотя всё уже говорит о скором пришествии Машиаха.
2. Принято считать, что храм был разрушен римлянами. Однако есть записи, что за сорок лет до разрушения Второго храма светильник, прежде неугасимый, стал потухать и врата Святилища начали открываться сами собою. И лента красного полотна, часть которой вывешивалась в храме (вторая часть была на козле отпущения) больше не становилась белой, как это было до этого, в знак того что козел отпущения погибал в пустыне. Можно ли считать это духовным разрушением Храма, до его физического разрушения?
Пожалуйста, пролейте свет на эти события. Большое Спасибо. Шалом. Паша
Здравствуйте, уважаемый Паша!
1. В нашей традиции принято считать, что Второй Храм был разрушен в 68 г. «новой эры». Однако большинство историков, в том числе и еврейских, склоняются к датировке этой трагедии 70 годом. Так или иначе, это не должно влиять на наше представление о текущей дате, ведь наше летосчисление мы ведем от Сотворения Мира, а не от того или иного исторического события. Поэтому, когда бы ни был на самом деле разрушен Храм, сейчас на дворе — Шват 5771 года. К сожалению, я не знаком с упомянутым Вами раввином и не имею понятия, на каких источниках он основывает свои высказывания. Возможно, имеется в виду известное высказывание мудрецов (Авода Зара 9а) о том, что первые 2000 лет мир был погружен в хаос (до тех пор, пока Аврааму не исполнилось 52 года и он не начал служить Всевышнему). Вторые 2000 лет — это период Торы, которую начал изучать и распространять Авраам. Этот период закончился в конце эпохи Танаим, мудрецов Мишны, которые увидели, что сохранять Учение в народе далее не удастся, если не записать Устную Тору. И последний период — ожидание Машиаха, крайним сроком прихода которого принято считать 6000 год.
2. Вы правы, мудрецы подметили тревожные признаки задолго до разрушения Храма, но если бы евреи раскаялись и изменили свое поведение, вероятно, разрушения можно было бы избежать. Действительно, первопричину всех явлений следует искать в духовной плоскости. Однако вряд ли мы можем считать Храм разрушенным до его физического падения, ведь дело не в здании Храма, а в отношениях Творца и Его народа, которые портились с каждым годом. Беспричинная ненависть разрушила отношения между евреями и отдалила от них Создателя. Разрушение Храма явилось лишь физическим проявлением того печального факта, что Б-жественное Присутствие оставило еврейский народ (точнее, это уже не было на уровне, возможном в период существования Храма — ведь Всевышний обещал никогда не оставлять народ окончательно).
С уважением, Овадья Климовский
Читайте: История поста девятого ава
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Древняя история человечества сквозь призму еврейской традиции»
По материалам книг: «Седер а-дорот», «Сефер яшар», «Шельшелет а-кабала»
Толдот Йешурун
В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Рав Овадья Климовский
Ведь для духовного роста требуется много времени, а семейная жизнь будет только мешать этому.
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Моше Ойербах
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Стена Плача
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его