Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Нужна ли вера в иудаизме?

Темы: Рав Реувен Куклин, Вера и упование, Вера

Отложить Отложено

Шолом! Хочу спросить… Нужна ли вера в иудаизме? Если да, то в каких случаях? Поподробней, пожалуйста! Заранее благодарю! Яков-Хаим

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Яков-Хаим,

Вера, несомненно, нужна в иудаизме. И она занимает одно из самых важных мест в иерархии ценностей иудаизма. В Танахе мы находим множество стихов, говорящих о значении веры. Вера в Творца была засчитана в заслугу даже самому Аврааму, как сказано (Бэрейшит 15, 6): «И поверил он Г-споду, и Он вменил ему это в праведность (заслугу)». А Хаваккук сказал (2, 4): «…праведник верой своей жив будет». Из этого стиха мудрецы делают вывод об огромном значении веры: «Пришел Хаваккук и поставил (все заповеди) на одну» (трактат Макот 24а).

Однако речь не идёт о вере в существование Самого Творца, ведь в это верить нет никакой необходимости. Существование Творца — явная реальность для каждого человека, рассуждающего здраво. Более того, Тора основывает наши «отношения» с Творцом не на слепой вере, а на знании. Подробнее об этом см. Почему в мире так много религий?. А также Как скептики могли поверить?!

Вера на иврите — эмуна. Более точный перевод этого слова — «доверие». Подробнее об этом см. Как правильно верить?. В этих стихах говорится об уповании на Творца, доверии Ему, вере, что все, что с нами происходит, — к лучшему.

Во всём, что с нами происходит, мы должны полагаться на Творца, быть уверенными, что Он управляет всем каждую секунду. Говорят мудрецы в трактате Сота (48 б): «Тот, у кого есть пища на сегодня, а он говорит: “Что буду есть завтра?”, считается человеком со слабой верой».

Сэдэр Зраим (раздел «Семена») мудрецы (трактат Шабат 31а) называют «верой». Иерусалимский Талмуд объясняет: этот сэдэр так называется потому, что, бросая в землю семена, человек показывает свою веру в Творца. Он полагается на Него, ожидая, что семена, в конце концов, вырастут, хотя, на первый взгляд, они поначалу гниют в земле. Отсюда ясно, что «верить» означает полагаться на Творца даже в самые сложные моменты жизни, когда кажется, что всё «разложилось» и пропала, казалась бы, всякая надежда. Сказано в книге Тэилим (92, 2—3): «Хорошо славить Г-спода и петь имени Твоему, Всевышний, Возвещать утром милость Твою, и веру Твою — ночью». «Ночь» это аллегория тяжёлого периода в жизни человека. Именно в этот период необходима особенная вера в Творца.

Стих в книге Хаваккука (2, 4), который я привёл выше, говорит о великом значении веры, которая приравнивается ко всем заповедям вместе взятым. Маараль в книге Нэтивот Олам объясняет, что цель всех заповедей — приблизить человека к Творцу. Ничто не может так приблизить человека к Б-гу, как упование на Владыку мира, утверждает Маараль.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Вера и упование

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его