Темы: Песах, Пасхальный седер, Маца, Рав Бенцион Зильбер
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЧто такое, в конце концов, ке-зайт мацы?
Буквальный перевод этого слова — «величиной с оливку». Понятно и однозначно, что это объем, а не вес. А каков объем оливки? В Шулхан Арухе (486) приводится мнение, что это объем половины яйца. А мнение Рамбама (Маймонида) — что это объем трети яйца. А каков объем яйца? На практике наиболее известны два мнения: рава Хаима Наэ и Хазон Иша. По раву Хаиму Наэ — около 27 см3 (половина объема яйца, который, по его мнению, составляет 57,6 см3).
По мнению Хазон Иша, объем яйца — около 100 см3. Согласно Хазон Ишу, можно положиться на мнение Рамбама и взять треть, т.е. 33 см3. На практике они близки — одно чуть меньше 30 см3, другое чуть больше. Но это мера объема, а сколько это по весу? У тех, кто измерял удельный вес мацы, получалось 0,5-0,6 г/см3 В прошлом году пробовал измерять, у меня получилось приблизительно 0,56 г/см3. Т.е., чтобы выполнить мицву по мнению Хазон Иша, надо взять около 18 грамм мацы, по мнению рава Хаима Наэ — около 14 г. мацы.
Если мацот (листы мацы) приблизительно одного размера и, скажем, на полкиллограмма есть 7 мацот, то каждая маца — около 70 г. Ее четверть — 17,5 г.
А можно еще проще:
Примем за средний удельный вес мацы середину между 0,5 и 0,6, получится 0,55. И выходит, что килограмм мацы (1 разделить на 0,55) приблизительно — 1,8. Таким образом, килограмм мацот — это 1800 см³. Если в килограмме есть 12 мацот, то каждая маца — 1800 разделить на 12, т.е. 150 см³. И соответсвенно, тот, кто хочет съесть 30 см³, должен взять пятую часть мацы. Если в пачке 15 мацот, то каждая — 120 см³, и тому, кто хочет съесть 30 см³, достаточно взять четверть мацы. И т.д.
Есть мнение, что ке-зайт — это как наша оливка, т.е. довольно небольшой объем. Те, кто болен и не может съесть больше, полагаются на это мнение.
С уважением, Бен-Цион Зильбер
Читайте:
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Великая суббота • Гафтара Великой субботы • Память о чуде • Еще несколько слов о Великой субботе • Обычаи Великой субботы • Десятое Нисана • Временное и постоянное
Рав Хаим Суницкий
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Редакция Толдот
Рав Яков Шуб
Можно ли выполнить заповедь о четырех бокалах вина с помощью молока?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его