Темы: Ненависть, Реувен Куклин, Война, Грех, Радость, Террор
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемые рабаним. У меня есть несколько вопросов. Может немного сумбурно, но все же…
Сейчас у нас на юге Война, и я прекрасно помню войну 2006 года. Ужасно жаль наших людей, жителей юга, по которым все время стреляют. Не менее жаль наших солдат, которые находятся один на один с врагом, но, с другой стороны, очень рада, что есть люди, которые ГОТОВЫ и РАДЫ защищать свою страну и ее жителей. Но у меня противоречивые чувства к мирным жителям палестины. Мне абсолютно не жаль их погибших жен и детей, а стоит узнать о ранении нашего солдата, и я заливаюсь слезами. Стыдно немного за это, но это именно так. Тем не менее, когда евреи перешли Красное море, а египтяне затонули и евреи на берегу пели шират-а-ям, Вс-вышний сказал: «Чему вы радуетесь, мои создания гибнут» То есть нужно скорбеть даже о врагах? Посоветуйте мне, как относится к этому всему, точнее, как попытаться относиться к этому правильно. Я приняла гиюр недавно, и мне еще многое непонятно.
Спасибо, с уважением, А.
Уважаемая А.!
Действительно, мудрецы в трактате Сангедрин говорят о том, что, когда египтяне утонули, ангелы хотели воспеть хвалебную песнь Творцу. Но Он не согласился слушать хвалебную песнь ангелов. Сказал Б-г: «Творения рук Моих тонут в море, а вы поёте песнь?» (Стоит обратить внимание: мудрецы говорят не о песни, которую пели сыны Израиля, как Вы упомянули, а о песни, которую собирались петь ангелы). Как Вы пишете, и с полным основанием, отсюда можно сделать вывод, что когда погибают творения Всевышнего, радость неуместна, даже когда речь идёт о грешниках.
Однако, с другой стороны, говорит Талмуд в трактате Брахот, что царь Давид не сказал алелуйа («хвалите Господа»), пока не увидел падение грешников. Мудрецы имеют в виду слова царя Давида в книге Тэилим 104, 35, где в первый раз в книге Псалмов сказано Алелуйа, и это слово следует за упоминанием смерти грешников: «Да исчезнут грешники с земли, и нечестивые — да не будет их более! Благослови, душа моя, Господа! Алелуйа (хвалите Господа!)».
Отсюда можно сделать противоположный, на первый взгляд, вывод: радость уместна и законна, именно когда умирают грешники. И так сказал царь Шломо (Соломон) в книге Мишлей(11, 10): «…при погибели нечестивых — торжество».
Чтобы разрешить это «противоречие», обратимся к словам Торы(Шмот 23, 5): «Если увидишь осла врага (буквально: “ненавистника”) твоего лежащим под ношею своею, то не оставляй его: развьючь вместе с ним». Талмуд в трактате Бава Меция(32б) говорит: из того, что сказано «врага твоего», можно сделать следующий вывод. Если еврей видит двух ослов, лежащих под ношей, причём один из них принадлежит его врагу, а другой — другу, помочь следует прежде именно врагу.
Талмуд в трактате Псахим(113 б) спрашивает: как может быть, что у еврея есть враг (ненавистник)? Ведь ненавидеть нельзя, как сказано: «Не враждуй (буквально: “не ненавидь”) на брата своего в сердце твоём…» (Ваикра 19, 17)? Отвечает Талмуд, что речь идёт о грешнике, которого можно ненавидеть.
Спрашивают авторы комментария Тосафот: если речь идёт о грешнике, то почему ему надо отдать предпочтение и развьючить его осла первым? Отвечают Тосафот1: ненавидеть грешника означает ненавидеть его грехи, его дурные дела; однако вовсе не имеется в виду ненависть к нему как к человеку. Поэтому ради того, чтобы ненависть к греху не переросла в ненависть к самому человеку, Тора велит нам прежде развьючить осла грешника. Это поможет нам «перенаправить» ненависть с грешника на грехи, которые он совершает.
Слова Тосафот помогут нам разрешить упомянутое «противоречие». Несомненно, когда грешники умирают, мы должны быть рады: меньше греха в мире, меньше нечисти. И так сказали мудрецы (трактат Сангедрин 72 а): «Смерть грешников — благо для них самих и благо для всего мира».
Но, с другой стороны, нам не следует забывать, что речь идёт о творениях Вс-вышнего. И о том, что сотворённые Им были уничтожены, мы должны, конечно же, сокрушаться. Лучше было бы, чтобы они раскаялись в своих грехах и встали на правильный путь. Лучше было бы, чтобы количество грехов уменьшилось благодаря их раскаянию, а не их уничтожению.
В трактате Брахот(9 б) говорится о грешных соседях рабби Меира. Рабби Меир хотел просить Всевышнего, чтобы они умерли, но его жена Брурия сказала: «Молись о том, чтобы они раскаялись в своих делах, а не об их смерти». Рабби Меир согласился с её словами.
И так сказано в книге Зоар(Ваера 105 б): «Запрещено человеку молиться о смерти грешников. Он должен молиться о том, чтобы они раскаялись в своих делах».
Поэтому, конечно же, Вы правы, радуясь, что наши враги, которые нам столько горечи причиняют, были убиты. Но всё же в глубине Вашего сердца эта радость должна быть неполна, мы должны помнить, что даже эти террористы — творение рук Б-га.
Читайте: Помолитесь за раненых солдат!
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
«Не ненавидь брата своего в сердце своем»
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Моше Пантелят
Рав Моше Гекрайтер
Найдите хоть что-нибудь в Талмуде — как это исправить!!!
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Яков Шуб
Это что, еврейский тост?
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Исроэль-Меир Лау
Рош аШана 2024 г.: праздник начинается 2 октября с заходом солнца и длится два дня
Рав Бенцион Зильбер
И север, и юг Израиля под огнём... Что говорят раввины, и что нам делать?
Рав Зеев Урман
Как встретились израильский и американский еврей, и что из этого вышло. История о Провидении.
Рав Бенцион Зильбер
Что Б-г нам говорит? Почему именно в Субботу праздника Симхат Тора террористы нас атакуют? Связано ли это с тем, что евреи не соблюдают Субботу?
Рав Шрага Симмонс
Мне было 11 лет, и я обожал спорт. Я мог часами слушать и смотреть репортажи с игр моих любимых команд. Очередная Олимпиада была важна не только из-за участия в ней первоклассных спортсменов. Раз в 4 года у меня появлялась возможность болеть за «еврейскую сборную» — спортсменов, представляющих Израиль.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его