Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как иудаизм относится к классической теории психоанализа?

Темы: Свобода выбора, Психология, Овадья Климовский, Самосовершенствование

Отложить Отложено
Как иудаизм относится к классической теории психоанализа (т.е. к фрейдизму)?
Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте! Мы получили Тору, которая однозначно утверждает, что человек отвечает за свои поступки. А это означает, что у него есть свобода выбора, и поведение его зависит от его собственного решения, как себя повести. И невозможно сваливать ответственность за свои поступки на те или иные физиологические процессы, над которыми человек не властен. Конечно, никто не отрицает, что физическое состояние человека может влиять на его душевное равновесие, на настроение, но, в конце концов, в любой ситуации у него есть выбор, как поступить. И поднять себе настроение человек тоже может при желании. А также заменить физиологические ориентиры нравственными. Это достигается не сразу, а в процессе долгой работы над собой, но это возможно. Эта способность и отличает человека от животного.

При этом, конечно, Тора не отрицает возможности излечения врачами как физических, так и душевных заболеваний.

С уважением, Овадья Климовский

Читайте:

О парадоксе свободы выбора и предопределённости

Материалы по теме

«Обязанности учеников» (Ховат аталмидим) 9. Возвышение и совершенствование души и ее качеств

Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»

Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него

Как был сформирован еврейский календарь?

Рав Овадья Климовский

Как сложился еврейский календарь?

Что говорит иудаизм о подсознании?

Рав Реувен Куклин

Как оно влияет на нашу жизнь и можно ли / нужно ли над ним работать в каком-то направлении?

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.


Эсав известен своим аморальным поведением и тягой к жестокости, в отличие от Яакова, которого Тора называет человеком прямым, преданным учебе. Эсав продал свое право первородства Яакова за похлебку, и это означало, что он отказывается от той духовной работы, к которой был предназначен. Вместо нее Эдом захотел для себя блага этого мира. Читать дальше