Темы: Юмор, Идолопоклонство, Исправление качеств, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, скажите, как иудаизм относится к юмору, сатире?
Шалом! Надо отличать юмор, который может поднять настроение себе и другим, от лейцанута – циничной насмешки. Если благодаря первому, как свидетельствует Талмуд, можно приобрести долю в Грядущем мире (как было с теми двумя весельчаками, которые отвлекали людей от тяжелых мыслей), то второе, наоборот, может лишить человека всех его духовных приобретений. Наши Мудрецы заль строго предостерегали от лейцанута. Месилат Йешарим сравнивает человека, привыкшего насмешничать, с тонущим в море, откуда нет спасения. И понятно – привыкая во ВСЕМ находить повод для насмешки, человек приобретает прочное положение в обществе (никому не хочется попасться ему на язычок, а вот послушать о других – милое дело!). Помимо того, он напрочь лишает себя возможности услышать какой-либо упрек в свой адрес – что бы ему ни сказали, он отбреет, и останется "прав". Таким образом, ему не удастся исправить в себе ничего, так как сам у себя, как известно, человек не очень видит грех (и дурные качества), а от других он не способен ничего воспринять. Там же написано: одна насмешка отбрасывает сотню увещеваний.
Возникает вопрос – а как же получилось, что те же Мудрецы разрешили применять насмешки против идолопоклонства (см. Мегила, 25 б)? Они учат это из нещадных насмешек пророков над тогдашними идеологиями. Самым известным, пожалуй, был случай с пророком Элияу. Он собрал всех евреев у горы Кармель, пригласил туда жрецов Бааля, которому поклонялось то поколение, и сказал им: принесу я жертву, и вы. Чей Б-г возьмет жертву с небес, Тот и есть истинный. Жрецы согласились, и, призывая своего идола, принялись кричать, царапать себя, как было у них принято. Элияу же говорил им: «Кричите громче, может, он спит и не слышит вас? Может, отлучился по делу…».
Приведем вкратце объяснение рава Гутнера заль: лейцанут – это коах хилуль (сила опустошения, унижения), т.е., с помощью насмешки объект принижается. Это противоположно hилуль – восхвалению. Когда прославляется идол, автоматически (не дай Б-г!) принижается (митхалель) Имя Превечного. И именно с помощью силы лейцанута, хилуль, можно снизить (в идеале – до нуля) впечатление от очередного «-изма» и восстановить надлежащее отношение к Единому Творцу, да прославится Его Имя. Именно в этом случае хилуль выполняет функцию hилуль; в остальных же случаях в мире умножается сила унижения, зильзуль.
Правда, и рав Гутнер, и рав Цадок а-Коэн писали, что на самом деле разрешается насмехаться над любыми отрицательными явлениями. Но идолопоклонство – это пример самого сильного восхваления (путем служения) самой большой лжи, которая только возможна – идеи о том, что существует что-то важное в мире, кроме Творца. С другой стороны, нужно, чтобы человек, применяющий насмешку, сам был бы абсолютно чист от греха, над которым смеется. А кто может сказать с уверенностью про себя…
В заключение – еще штрих, отрывок из книги «Река, котел и птица»:
Очень хорошим оружием в борьбе с гордостью является юмор. Мудрецы говорят, что запрещена любая форма высмеивания (лейцанут), кроме высмеивания идолопоклонства. Гнев Мудрецы называют поклонением идолу внутри себя (самопоклонением), и именно для борьбы с ним сотворено чувство юмора. Шутка в отношении самого себя нередко помогает увидеть вещи в истинном свете и умерить воздействие на нас эго, предотвращая, тем самым, гневную реакцию.
Однажды я услышал, как жена в присутствии большого числа гостей назвала своего мужа “тупым идиотом”. Наступило тягостное молчание. Но мужу удалось разрядить обстановку тем, что он вскочил в притворном гневе и закричал: “Я протестую. Я был идиотом всю свою жизнь, но впервые кто-то предполагает, что в придачу я еще и туп”. Все рассмеялись. Шутка заставила присутствующих забыть о ядовитом замечании жены, а ее — пожалеть о своих словах. Но еще более важно, что с помощью юмора муж усмирил свое эго и не дал волю гневу.
С уважением,
Овадья Климовский
Читайте:
Рав Реувен Пятигорский
Юмор — особая реакция человека на любое событие.
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
О человеческих характерах и о том, как надо себя вести. Из раздела «Законы образа жизни».
Рав Моше Гекрайтер
Кому мы молимся на могилах праведников?
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Продолжаем знакомиться с Десятью заповедями, составляющими основу еврейского мировоззрения.
Рав Леви Гдалевич
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Гади Поллак
Рав Овадья Климовский
Ведь для духовного роста требуется много времени, а семейная жизнь будет только мешать этому.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его