Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как делать омовение рук во время путешествия?

Темы: Вода, Каникулы, Омовение рук, Путешествия

Отложить Отложено

Прошла пора каникул, и, как выяснилось, во время путешествия возникает много вопросов, связанных с тем, как вести себя в дороге. Например, как омывать руки на хлеб, если нет воды? Когда летишь в самолете, можно ли омыть руки в туалете? Какой кружкой можно делать омовение рук и т.п.? Не могли бы вы пояснить? Хая

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемая Хая,

Большое спасибо, что обратились к нам.

Действительно, каникулы — это хорошая возможность провести время с семьей и поехать куда-нибудь. Поездка может быть очень увлекательным событием, но это никак не повод снижать стандарты соблюдения мицвот (заповедей).

Стих в Бемидбар (2:17) говорит о передвижениях евреев в пустыне: «Когда двинется шатер соборный, стан Левитов да будет в середине станов; как они стоят, так и ходить им, каждый на своем месте под знаменами своими». Некоторые комментаторы толкуют его следующим образом: когда евреи находятся в пути, их уровень соблюдения должен быть таким же, как когда они стоят станом — «как они стоят, так и ходить им».

Поэтому, планируя путешествие, кроме аттракций и развлечений нужно продумать, где и как питаться, чтобы уровень кашрута продуктов был не ниже того, который принят дома. Важно также заранее продумать, где можно сделать омовение рук, если собираются в дороге есть хлеб.

Но если всё-таки так получилось, что рядом нет воды, давайте разберем, как следует поступать.

Если человек находится в пути и у него нет воды для омовения рук, но он знает, что если продолжит путь в течение 72 минут, он доберется до воды и можно будет омыть руки как положено, то ему следует добраться до воды (Шулхан Арух[i] 163:1). В данном случае неважно, идет человек пешком или едет (Беур Галаха[ii] 163:1).

Если для того, чтобы добраться до воды, нужно вернуться назад или свернуть с дороги, то это нужно сделать, если до воды можно добраться в течение 18 минут (Шулхан Арух 163:1). Этот закон действует и в ситуации, когда человек находится дома и у него нет воды для омовения рук (Мишна Брура[iii] 163:3).

Вместо обычной воды разрешено использовать сельтерскую (газированную) воду. Если ее используют для омовения рук, то благословение произносят как обычно.

Кроме того, если нет обычной воды, разрешено использовать напитки на водной основе, например, безалкогольные напитки со вкусом сока, кока-колу и т.п., а также чай, кофе, пиво и т.п. Но в этом случае не произносят благословение на омовение рук, а если во время трапезы будет найдена вода, нужно будет сделать омовение рук повторно (Шаар а-Циюн[iv] 160:69).

Если и эти напитки невозможно достать, то можно сделать омовение рук натуральными соком, но не маслом и не вином.

Если невозможно достать воду и упомянутые напитки, то можно надеть перчатки или обернуть обе руки до запястья, например, полиэтиленовыми пакетами, тканью и т.п. В крайнем случае разрешено покрыть только пальцы (Шулхан Арух 163:1). Руки должны оставаться закрытыми в течение всего приема пищи, даже если кроме хлеба едят другие продукты (Мишна Брура 163:5).

Если все перечисленные варианты неосуществимы, а человек очень голоден, то некоторые галахические авторитеты разрешают есть хлеб вилкой, стараясь при этом не прикасаться к нему руками. На это мнение можно полагаться только в безвыходных в этом смысле ситуациях (Мишна Брура 167:7).

Изначально не следует делать омовение рук в ванной комнате или туалете. Но если нет других вариантов, например, в самолете, можно омыть руки и там. Однако в этом случае после омовения нужно выйти — и произнести благословение и вытереть руки вне туалета.

При необходимости для омовения рук разрешено использовать любую кружку или стакан, даже одноразовые, сделанные из бумаги или пластмассы (Питхэй Тшувот[v] 159:2).

Хорошего и кошерного путешествия.

С уважением, Яков Шуб

 

[i] Шульхан Арух — самый авторитетный кодекс еврейского Закона. Составлен раби Йосефом Каро (Испания — Португалия — Турция — Эрец-Исраэль) в 16 веке.

[ii] «Обоснование закона» — комментарий Хафец Хаима к его кодексу «Мишна Брура», содержащий обоснование сформулированных им галахических решений. Раби Исраэль-Меир бар Арье-Зеев а-Коэн Каган (Хафец Хаим; 5598-5693 / 1838-1933, Литва, Украина, Польша) — выдающийся законоучитель и праведник, духовный лидер своего поколения.

[iii] «Ясный Закон» — галахический кодекс, составленный Хафец Хаимом (см. выше). В нем автор прокомментировал один из разделов кодекса «Шульхан Арух» — раздел «Орах Хаим», посвященный законам повседневной еврейской жизни и праздников.

[iv] «Шаар а-Циюн» — комментарий Хафец Хаима к его кодексу «Мишна Брура», содержащий ссылки на источники.

[v] Галахические ответы, собранные из множества книг респонсов в том порядке, как соответствующие законы приводятся в Шульхан Арухе — по принципу сборника «Питхэй Тшува» («Врата ответов»). Этот сборник составлен раби Авраамом-Цви-Гиршем бар-Яаковом Айзенштадтом (5573-5628 /1813-1868, Белосток, Берестовичи). Из многих тысяч респонсов законоучителей прошлых поколений он отобрал краткие законодательные решения (псаки), которые сегодня в большинстве изданий Шульхан Аруха печатаются рядом с основным текстом.

 

Материалы по теме