Темы: Религия, Веротерпимость, Истина, Реувен Пятигорский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПосмотришь на религиозных евреев, и начинает казаться, что они не очень терпимы к другим конфессиям. Можно подумать, будто один иудаизм является «правильной» религией, а все остальные верования заблуждаются. Но ведь это в корне неправильная точка зрения: в каждой вере есть нечто, общее для всех людей. Зачем отбрасывать истину, добытую другими народами?
Отвечаем: истину отбрасывать не надо. Но сколько истины «добыли» другие народы отдельно от Торы, которая в том или ином виде получена ими от евреев? Что такое истина? — Правильный взгляд на устройство мира? Роль моральных императивов в жизни общества? Набор практических средств, призванных способствовать духовному росту человека? Если мы согласимся с тем, что из Единства Творца следует необходимость соблюдать Его заповеди, важнейшая среди которых — «возлюби своего ближнего», то всё это дано в Торе, а остальные учения и верования лишь заимствовали из неё аналогичные правила. Ничего нового в этической области они не принесли. Всё, что в них проявилось нового, способно лишь затуманить первоначально чистую картину установок Торы. Поэтому евреи никогда не спешили признать хотя бы частично правоту того, что возникает в среде других народов в сфере духовных исканий. Человек не может сочинить систему, адекватную той, что получена от Создателя. Отсюда наш скепсис ко всем позднейшим построениям, философиям и учениям.
Но нетерпимо относиться к носителям этих философий нельзя! Иудаизм не поощряет пренебрежительного отношения к людям, каких бы воззрений они не придерживались. Можно не доверять учениям, но нельзя ненавидеть их приверженцев. И только если учение проявляет свою людоедскую сущность по отношению к другим людям (как случилось, например, с большевизмом и фашизмом), надо выступить против его апологетов.
Мы верим не в объединение всего «хорошего, что добыли другие народы», а в то, что придёт время — и «станет Всевышний царём на всей земле (т.е., Его признают все), и в этот день будет Всевышний (признан) Одним и Его имя — одно» (Зхарья 14). Не будет никаких других богов и религий, всем откроется одна истина.
Что касается веротерпимости, то наша вера терпима, но не до самоотрицания.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его