Темы: Страдания, Война, Цдака, Интернет, Молитва, Хесед, Изучение Торы, Смерть, Жизнь, Страх
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныМы находимся далеко от Юга. У нас всё более-менее спокойно. Но от всего, что творится вокруг, волосы встают дыбом. Никогда не думал, что такое может случиться, что снова война. В голове путаница и неразбериха. Что я могу сделать, чтобы хоть как-то помочь ситуации? Барух
Уважаемый Барух,
Большое спасибо, что обратились к нам. Действительно, мало кто ожидал, что такое может случиться. Никто не остается равнодушным. Боль слишком велика. И страх не оставляет.
В субботу мы закончили ежегодный цикл чтения Торы. Среди последних стихов Торы читаем: «И умер там Моше, раб Б-жий…» (Дварим 34:5). Талмуд (Бава Батра 15а) спрашивает: возможно ли, что Моше записал в Торе эти слова о своей смерти? Один из ответов следующий: эти слова записал его ученик и преемник — Йеошуа бин-Нун. Другой ответ: Б-г диктовал, а Моше записывал в слезах…
Простое значение слов «Моше записывал в слезах»: Моше, записывал стихи, в которых говорилось о его смерти, плача о том, что ему вскоре предстоит умереть.
Но есть и другое объяснение: слово «димА» («слезы») следует читать как «медумА» — «смешение, замешательство». Моше записывал эти стихи в смятении, поэтому не понимал, что он на самом деле пишет. Когда глаза наполняются слезами, зрение затуманивается и невозможно ясно видеть.
Мы видим, что бывает время, подходящее для слез и смятения. Это приблизительно то, что ощущает сейчас каждый еврей. Мы, евреи, умеем ощущать чужую боль. Еврейский народ плачет и находится в смятении. Это нормально. Есть время, когда правильная реакция — это слезы, они лучше слов, лучше любых ответов и объяснений.
После того, как мы переведем дух, придет время снова взяться за работу. Что же требуется от нас сейчас? Точно — не сидеть целый день в интернете или перед телевизором. Страшные картины, мнения обозревателей и теории конспирации точно никому не помогут.
Нужно быть слепым, чтобы не понимать: сегодня нам не на кого положиться, кроме нашего Отца Небесного. Он руководит этим миром, и всё находится под контролем, даже когда мы этого не ощущаем.
Чего не делать — понятно, а делать-то что? Вот несколько практических действий, которые могут помочь еврейскому народу в это тяжелое время, во время войны, к которой мы не стремились.
1. Молитва
Как известно, молитва — не только действенный способ повлиять на ситуацию. Она также помогает человеку справиться с ситуацией, в которой он оказался. Мы можем этого достичь, изливая сердце перед Всевышним.
Несколько моментов:
— обращаться к Всевышнему можно не только с помощью установленных молитв, но и просто своими словами, когда на сердце тяжело;
— легче молиться о чем-то конкретном: если у Вас есть родственники или друзья, проживающие на Юге, включите их имена в свою молитву;
— молитесь о скорейшем исцелении раненых и обязательно — о скорейшем возвращении заложников домой;
— молитесь за еврейских солдат, которые, рискуя собственной жизнью, защищают нас;
— читайте Тэилим (Псалмы). Существует давний обычай читать Тэилим в трудную минуту. Царь Давид написал волнующие слова, которые подходят к нашей сегодняшней ситуации. Обычно читают Тэилим 83, 91, 121, 130, 142.
2. Изучение Торы
Изучение Торы не только исправляет этот мир, но и в принципе дает этому миру силу существовать. Поэтому даже 5-10 минут изучения Торы сверх обычного в результате станут надежной защитой для всех. Неспроста руководители нашего поколения приостановили каникулы и призвали учеников вернуться в ешивы.
3. Единство еврейского народа
Не секрет, что перед началом войны все мы видели беспрецедентное отсутствие единства в Стране — между левыми и правыми, религиозными и нерелигиозными. Многие люди чувствовали, что подтачиваются сами основы нашего народа.
Какая трагедия, что для того, чтобы нас объединить, нужна война… Единство не означает единогласия, всеобщего единомыслия. Оно предполагает элементарное уважение и понимание другого, искреннюю попытку увидеть разумность другой стороны, ее человечность и любить ближнего «с другой стороны» как брата или сестру.
В эти роковые дни важно сознательно работать над тем, чтобы уменьшить количество споров и оскорблений, а также — над воспитанием в себе искренней любви и уважения к людям. Мы сможем победить врага, только если объединимся.
Возможно, чтобы хоть как-то исправить ущерб, нанесенный раздорами, стоит рассмотреть возможность помощи ближним: принимать и размещать эвакуированных с обстреливаемых территорий.
4. Раскаяние
«Пересмотреть» свои действия по отношению к Б-гу и другим людям: что можно исправить в исполнении заповедей? И постараться это исправить. Каждая заповедь, каждое доброе дело увеличивает свет в мире и создает духовную силу. В период опасности еврей должен ещё больше остерегаться нарушения законов Торы, чем в любое другое время.
5. Цдака и хесед
Делать хесед — помогать другому еврею, чем возможно. Это может быть помощь добрым словом, деньгами, какими-то необходимыми действиями. Хесед обладает огромной духовной силой, это большая заслуга перед Б-гом. И эта заслуга может спасти.
Помогать нуждающимся и изучающим Тору — давать цдаку (пожертвования, милостыню). Сказано в книге Мишлей: цдака тациль ми-мовет — «…добродетель (цдака) спасает от смерти» (Мишлей 10:2).
Пусть Всевышний спасет и обережет еврейский народ, даст нам силу и благословит миром.
С уважением, Яков Шуб
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»
Хочешь приблизиться к Творцу – убери отрицательные эмоции.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Помощь нуждающимся
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Добрые дела — один из столбов, на котором стоит весь мир
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Почему народ Израиля испытывает в этом мире больше бед и страданий, чем другие народы?
Рав Ашер Кушнир
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Рав Реувен Куклин
Рав Бенцион Зильбер
И север, и юг Израиля под огнём... Что говорят раввины, и что нам делать?
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «После смерти»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.