Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Вот заходит на сайт антисемит и читает, что он — орудие Всевышнего…

Темы: Награда, Предназначение, Свобода выбора и предопределенность, Антисемитизм, Заповеди, История, Материалы для Бней Ноах

Отложить Отложено

Доброе время суток. Этот сайт — открытый для всех источник, где каждый может почерпнуть важную для него информацию. (Попутно хотел поблагодарить всех уважаемых раввинов и работников сайта за очень важную деятельность, да удостоитесь вы выполнения заповедей — תזכו למצוות).

Вопрос об антисемитизме и его носителях. Вот приходит сюда один из них и читает, что он — орудие Всевышнего. И это дает ему оправдание в его глазах за его ненависть к евреям.

И где проходит грань между орудием Всевышнего и свободой выбора? Спасибо! N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Вы задаете хороший вопрос, и ответ важно понять, ведь он касается не только антисемитских проявлений, но и любого поступка — включая действия каждого из нас.

Итак, где проходит грань между орудием Всевышнего и свободой выбора?

Ответ: нигде! Каждый из нас одновременно и обладает свободой выбора, и является орудием Всевышнего!

Ведь каждый живет и действует не в вакууме, а в обществе, в мире, населенном и другими людьми. Какие-то поступки он совершает «сам по себе», какие-то заповеди регулируют отношения «человека с Б-гом» (бейн адам лэ-Маком): соблюдение субботы или кашрута, изучение Торы, молитва.

Но целый класс поступков он совершает по отношению к другим людям, соприкасаясь с ними, в том числе выполняет или нарушает заповеди, касающиеся отношений «человека с его ближним» (бейн адам ле-хаверо): кому-то помогает или, наоборот, мешает. Вежливо беседует, что-то полезное сообщает или, наоборот, ругает, обижает. А то и ворует или убивает. Или, наоборот, спасает от гибели.

Во всех этих случаях, с одной стороны, он живет своей жизнью, в которой руководствуется свободой выбора: как поступить в отношении другого человека в данной ситуации?

Но, с другой, по отношении к тому самому другому человеку он является одним из окружающих, которые играют ту или иную роль в его жизни, но которых он контролировать не может (иногда может, конечно, но не полностью, да и мы сейчас о ситуациях, когда не может). Поэтому для него тот первый человек становится «орудием Всевышнего».

Это значит: Б-гу известно, какой выбор сделает в данной ситуации первый человек, поэтому, когда он должен сыграть определенную роль в жизни второго человека, Б-г ставит его в ту самую ситуацию по отношению к нему.

Объясним на примерах, чтобы было проще:

Еврей должен пострадать от антисемита. Б-г знает, что антисемит при виде еврея сделает определенный выбор: обозвать «жидовской мордой». Или, если дело происходит под нацистской оккупацией, то антисемит с радостью изобьет, а то и убьет еврея — теперь ему за это ничего не будет! Поэтому Б-г ставит антисемита именно в ту ситуацию, в которой он совершит этот поступок. По отношению к еврею он — орудие Б-га.

Но сам он, со своей точки зрения, сделал выбор, никто его не заставлял. Поэтому Б-г его потом будет судить именно как злостного антисемита и убийцу, никакие оправдания, что он просто был «орудием Б-га», не помогут. Человек сам сделал выбор — послужить этим орудием и выполнить грязную работу. А если бы он решил иначе, Б-г не поставил бы его в ту ситуацию, а поставил бы другого антисемита, уж их хватает.

А если человек вообще решил укрыть у себя еврея, дать ему возможность выжить в Холокост, то по отношению к еврею он уже — «позитивное» орудие Б-га, инструмент чудесного спасения, и Б-г ставит его именно в ту ситуацию, где ему встретится еврей, которого Он решит спасти. Но этот человек сам сделал выбор, очень непростой в той ситуации, подверг себя большому риску ради спасения еврея и заслужил статус «праведника народов мира» и великую награду.

И так — в любой ситуации, даже далекой от такого драматизма и вопросов жизни и смерти. Решил помочь кому-то — стал орудием Б-га, Который таким образом послал нуждающемуся помощь, но получил награду, поскольку сам сделал выбор стать таким орудием, а Б-г поставил его в ситуацию, где понадобилась такая помощь.

Так что все мы одновременно обладаем свободой выбора и являемся орудиями в руках Б-га, Который устраивает всё именно таким образом, что нам подворачиваются ситуации, где мы играем ту роль, которую выбираем. И никто не сможет оправдать свои злодеяния тем, что он всего лишь «орудие в руках Б-га». Но потому же мы все и получим награду за сделанное добро, даже будучи при этом Его орудиями.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.

Со всеми надо говорить вежливо и дружески. Ваеце

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.