Темы: Тора и наука, История, Заработок, Парнаса, Работа
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый Раввин, что говорит Тора о будущем, в котором человека заменяет искусственный интеллект? Говорят, что останется один миллиард и 80% рабочих мест будут замещены искусственным интеллектом. Благодарим. С ув., Марина и Дима
Здравствуйте, уважаемые Марина и Дима,
Если честно, напрямую так просто о разных аспектах будущего Тора не говорит. Потому что не в этом на самом деле ее цель. Значение слова «Тора» — Учение. Ее дело — сказать нам не то, что будет потом, а что нам делать сейчас.
Поэтому даже те, кто в Торе назван «пророками», больше говорят о настоящем, проповедуя и наставляя людей в конкретных обстоятельствах, чем о будущем. А если и говорят о будущем, то общими словами и, главным образом, о грядущем избавлении еврейского народа от бедствий и возвращении к Б-гу. Потому что это имеет отношение к тому, что евреи должны делать сейчас: соблюдать заповеди или раскаяться в грехах. Хоть это и трудно, в конце тоннеля есть свет.
Так что с уверенностью сказать Вам, что будет с искусственным интеллектом, я не могу. Но можно попытаться предложить идеи и логические резоны на тему того, что может произойти, базируясь в том числе и на том, что мы видим в Торе. А именно:
Если обратим внимание, еврейский народ, о котором говорит Тора, — это в основном земледельцы, а одно из двенадцати колен, левиты, — ученые Торы и коэны (священники), совершающие жертвоприношения в Храме. Им вместо надела в Земле Израиля дан вот такой удел.
А теперь еврейский народ такой?
Нет, теперь он совершенно другой. Земледельцев практически нет — за последние тысячи лет изгнания своей земли у евреев не было, им не позволяли владеть землей. А сейчас, когда земля вновь есть, земледелие уже работает по современным принципам и большинству в поле уже делать нечего, это удел меньшинства.
Священников в Храме нет вообще, потому что нет Храма, хотя о его восстановлении мы мечтаем и молимся. Но есть иной тип духовной элиты — ученые Торы. Они были и тогда, в основном — то же колено Леви. Но потом, предвидя, что Храм будет разрушен и жертвоприношения надолго прекратятся, мудрецы (Авот 1:1) призвали: подготовляйте множество учеников — всех способных, а не только колено Леви.
Так была сохранена духовная элита, но она изменилась и предстала в несколько иной ипостаси. И остальной народ вместо земледелия стал заниматься тем, чем мог: ремесла, финансы, торговля.
Сегодня, разумеется, времена опять изменились, и мы видим евреев отчасти в тех же финансах и торговле, которые просто работают по-другому, а отчасти — в «интеллигентских» профессиях: врачи, юристы, ученые, музыканты, журналисты. Разумеется, то же самое произошло и с человечеством в целом: раньше большинство людей были земледельцами и жили в деревнях, теперь произошла урбанизация и большинство живет в городах, соответственно изменились и профессии.
Что видим? Уже не раз случалось, что бОльшая часть людей была занята тем или иным трудом, а потом была вынуждена заняться чем-то другим. Потому что в изначальном деле ее кто-то заменял или что-то заменяло. Например, машины или разного рода приспособления. Именно по этой причине сегодня уже не нужно столько людей в поле. И ремесленники были вытеснены из своей ниши иными, новыми способами производства — но вместе с этими способами производства появились и другие профессии как часть нового мира.
Основываясь на этом, можно попытаться предположить, что будет, если людей заменит искусственный интеллект. Как и насколько заменит, в точности трудно предсказывать. Но можно предположить, что для «вытесненных» им людей найдутся другие занятия. Как нашлись они для бывших земледельцев.
Да, это были непростые процессы: миграция в города, новая жизнь и поиск работы, часто — в тяжелых условиях. Это была своего рода «смерть» старого мира и живших в нем людей — и «рождение» нового мира с его людьми. Но человечество через это прошло. Даст Б-г, пройдет и сейчас. Б-г в прошлом направил процессы, куда надо. Направит и в будущем.
В этом можем быть уверенными.
С уважением, Меир Мучник
Доктор Джеральд Шредер
Происхождение жизни — загадка, которую наука не в состоянии разрешить. Каким образом энергия Большого взрыва воплотилась в живой разум?
Рав Замир Коэн
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Тора, наука и тетя Белла»
Рав Ашер Кушнир
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Древняя история человечества сквозь призму еврейской традиции»
По материалам книг: «Седер а-дорот», «Сефер яшар», «Шельшелет а-кабала»
Рав Моше Ойербах
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Рав Берл Набутовский
Существует ли доступный справочник?
Рав Натан Агрес
Мирьям Климовская
Рав Реувен Куклин
Если бы все играли в азартные игры, кто бы работал? А если бы все изучали Тору?..
Рав Реувен Куклин
Где берет деньги талмид хахам, который занят только изучением торы?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его