Темы: Богатство, Награда и наказание, Свобода выбора, Народы мира, Религия, Атеизм, Буддизм, Сокрытие
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныСкажите, если Б-г завещал всем людям на земле жить по Его заповедям, то как тогда атеистический Китай стал таким развитым и успешным государством? Ведь, смотря на него, многие люди в мире будут становиться атеистами. Андрей
Здравствуйте, Андрей!
Прежде всего, думается, нам надо уточнить, чем именно является сегодня Китай.
Да, в последнее время он совершил большой прорыв в экономике и развитии, добился впечатляющих успехов и даже поставил себя на одну доску с Америкой, которая начала видеть в нем опасного конкурента.
Что же касается религии, то тут не столь однозначно.
Почему мы полагаем, что Китай «атеистичен»? Потому что там до сих пор формально «коммунизм», а эта идеология известна своим воинствующим атеизмом. Что мы видели и в эпоху ее господства в России.
Однако истина также в том, что китайский «коммунизм» на нынешнем этапе истории — уже не тот, что был раньше, при Мао, тем более — у соседей при Ленине-Сталине. Ведь эксперименты, которые устраивал Мао, — будь то «Большой скачок» или «Культурная революция» — не очень себя оправдали в экономическом плане, и впечатляться тут приходится не успехом, а абсурдностью многих сторон этих проектов.
А когда пришел успех? Когда, уже после Мао, Дэн Сяопин, не меняя идеологию, потихоньку повернул экономику в сторону рынка. В результате «вывеска» осталась коммунистической, но экономика по факту — капиталистическая. Нет, это не совсем то, что западный капитализм, это скорее «госкапитализм». Но, так или иначе, именно с этой моделью Китай стал добиваться тех успехов, которые теперь всех впечатляют.
Но в то же время был ослаблен идеологический прессинг. Формально продолжаем повторять «коммунистические» слова, но на практике разрешаем свободный рынок — а также свободу вероисповедания. Это записано в конституции. Так что на сегодняшний момент Китай не является в такой мере идеологически атеистической страной, какой был СССР.
В последнем отрицание Б-га — более того, высмеивание религии, причем как властью, так и творческой интеллигенцией типа Ильфа и Петрова — было частью «новой веры»: мы сами всё построим, а не с Б-гом. Это также была часть революции: религия воспринималась как одна из составляющих старого, дореволюционного режима, его идеологическая опора, поэтому с ней боролись как с его «пережитками».
В Китае, по крайней мере, сегодняшнем, такого нет. Успехи не провозглашаются успехом «нашим, а не Б-га». И в стране вполне себе существуют ее традиционные религии и исповедания: конфуцианство, даосизм, буддизм.
Другое дело, что, согласно опросам, весьма большой процент китайцев действительно считают себя атеистами, относительно больше, чем в других странах. Это результат воспитания при том «коммунизме», который всё-таки был при Мао. Но и здесь «воинствующих атеистов» меньшинство, а большинство просто привыкли не придавать религии большого значения в своей жизни, они мало об этом думают.
Да, это не реклама религии. Но и не ее опровержение. Честно, лично мне никогда не приходила в голову мысль, что китайский успех — доказательство того, что религия не нужна и атеизм лучше. И не слышал, чтобы так говорили другие люди.
А уж мы, евреи, в любом случае знаем по логике: ничто невозможно без воздействия и помощи Б-га. И если об этом не думают сами китайцы, никто не мешает думать об этом нам, никто не отменяет эту логику. Ведь многие люди не думают о Б-ге, тем более — животные, неодушевленные предметы и явления природы, но мы видим в разнообразии животного мира и в чудесных или грозных явлениях природы именно Его руку.
Возвращаясь к вопросу о религии в разных странах, можно отметить, что в той же Америке — хотя религия фигурирует довольно много, это больше на словах. Так, на долларе пишут «In God we trust» — но как эта вера по-особому проявляется у тех, кто торгует и зарабатывает в этих долларах? Президент на инаугурации говорит: «So help me God» — но как это отношение проявляется на практике в его каждодневных решениях? Не то что все эти люди действуют непременно против Б-га, скорее, они — как китайцы: мало о Нем думают, занимаясь своими делами и решая свои проблемы в соответствии со своей логикой и менталитетом.
Так что если мы волнуемся, что подумают люди, глядя на Китай, то, если честно, глядя на Америку, тоже не очень замечаем, что именно Б-г им помог.
Кстати, а глядя на Дубай? Там ведь очень даже верят — и вот какой тоже прогресс в последнее время. Да, только в других мусульманских странах ситуация с развитием не совсем такая; даже в относительно развитой Турции, как показало теперь землетрясение, явно проблемы с качеством строительства, так что тут тоже не очень бросается в глаза, что дело в Б-ге.
Это — когда смотрим на страны в целом. А когда смотрим на отдельных людей? В любом обществе видим богатых и бедных, и это касается нашего религиозного общества в такой же мере. Вовсе не каждый еврей, соблюдающий законы религии, гарантированно становится успешным в финансовом плане. Как же так?
А вот так: этот мир — по крайней мере, в нашу эпоху (в противоположность библейской, эпохе написания Танаха) — это не место, где существование Б-га проявляется со всей очевидностью. Ведь если бы это было так, то у нас, по сути, не оставалось бы свободы выбора! Если каждый человек, соблюдающий предписания религии, становился бы богатым и успешным, а не соблюдающий оставался бы бедным, то что все бы делали? Конечно, побежали бы соблюдать! Но — не потому, что любят Б-га или верят в высшую необходимость выполнения заповедей, а потому что за это хорошо платят! Потому что это приносит богатство и успех!
По этой же причине невозможно ожидать, что успех целых стран будет явным образом зависеть от их религиозности. Мир, насколько видно «невооруженным глазом», функционирует по своим законам — законам природы и общества, кому-то в нем лучше, кому-то хуже (идеально хорошо обычно не бывает, совершенно плохо — в принципе тоже, но тут я не имею права говорить за тех, кто находится в зоне боевых действий или землетрясения и т.п.).
А наше дело — видеть во всем руку Б-га. Не всегда она очевидна, но — в достаточной мере для того, чтобы успех той или иной страны или человека не вызывал у нас сомнений в вере. И для того, чтобы соблюдать заповеди Б-га не потому, что видим, как кто-то таким образом преуспел, а потому, что любим Б-га и верим в правильность заданного Им направления.
С уважением, Меир Мучник
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Лоренс Келеман,
из цикла «Возможность поверить»
Из трех возможных отношений человека к Б-гу — веры, агностицизма и атеизма — только первые два выдерживают критику с точки зрения разума. Третье же приживается только в тех людях, которые не понимают или не стремятся понять, что такое атеизм
Рав Реувен Пятигорский
Рав Ашер Кушнир
Слово «гой» — унизительное?
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Реувен Пятигорский
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Йегуда Лейб Ашлаг
В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.
Рав Реувен Куклин
Чем будет жив праведник?
Рав Меир Мучник
Ведь и Моше сделал исцеляющее изображение змея, а умерший воскрес, прикоснувшись к костям Элиши?
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Рав Барух Лехт
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его