Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Грех, который совершили Адам и Хава, был неизбежен?

Темы: Первородный грех, Свобода выбора, Добро и Зло, Древо Познания, Самосовершенствование, Адам, Хава

Отложить Отложено

Здравствуйте. Читая о грехе Адама и Хавы, не могу не задаваться вопросом. Был ли у них шанс для иного развития событий? Возможно ли было, чтобы они не совершили этот грех?

Неужели они были созданы для того, чтобы вечно жить в раю, просто наслаждаясь и ничего не меняя? Ведь в идеальном мире от них не требовалось ни инициативы, ни способностей, ни работы над собой, ни стремления к самосовершенствованию? Так чем бы они отличались от идеальных ангелов, которые были созданы ранее? N.

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте, N.!

Спасибо за интересный вопрос. Если его немного подкорректировать, он будет почти слово в слово повторять то, что сказано в классической хасидской книге «Беэр Маим Хаим»[i] («Кладезь живой воды»), с чем Вас можно поздравить.

Начнем по порядку. Вы описываете жизнь в раю до греха как наслаждение без возможности что-либо изменить, без проявления инициативы и способностей, без работы над собой и стремления к самосовершенствованию. Хотя такое впечатление действительно может сложиться, когда читаешь описание жизни Адама в Ган-Эдене, на мой взгляд, это не совсем так.

Причем противоположные аргументы можно найти в том же самом описании. Сказано в Торе (Берешит 1:28): «И благословил их Б-г, и сказал им Б-г: Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и овладейте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, движущимся по земле».

Что значит «и наполняйте землю, и овладейте ею»? Комментарий «А-Ктав вэ-а-Кабала»[ii] («Писание и Традиция») поясняет: «наполняйте землю» означает: восполняйте то, чего вам не хватает на земле. А именно: создавайте инструменты, которые облегчат вам жизнь. А «овладейте ею», согласно Рамбану[iii], означает, что Всевышний дал людям власть над животными, силу строить, добывать металлы и т. п.

Есть, конечно, и другие комментарии, но важен сам факт: комментаторы не видели в райском наслаждении противоречия созиданию. Причем если имело место созидание материальное, то тем более возможно было духовное творчество.

Важно только отметить, что до греха мир был духовным, а материализовался только после греха. Поэтому строительство, добыча металлов и другая подобная деятельность подходят к реалиям после греха. Но так как «наполняйте землю, и овладейте ею» было сказано до греха, значит, и тогда была какая-то духовная работа, которая соответствовала строительству и т. п.

Кроме того, в Книге Зоар[iv] сказано, что Адам знал Тору, а значит, и в постижении Торы можно было расти. И самосовершенствование, насколько я понимаю, не обязательно заключается в борьбе со злым началом, а может быть основано на постижении величия Творца и приближении к Нему. Мы можем это видеть даже на примере праведников последующих поколений. Кроме того, наше нынешнее служение призвано исправить последствия греха Адама и дать нам возможность удостоиться Грядущего мира, где будет что-то подобное раю.

Таким образом, следует сделать вывод, что жизнь в исправленном мире совсем не такая скучная, как это может показаться на первый взгляд.

И, тем не менее, как было сказано, «Беэр Маим Хаим» задает вопрос, подобный Вашему. Приведу его слова в приблизительном переводе:

«Известно, что человек был сотворен для того только, чтобы он знал, что есть добро и что есть зло, и чтобы он выбирал добро и избегал зла. И как такое возможно, что если бы не змей, то Адам не вкусил бы от Древа познания добра и зла? Для чего тогда он был бы сотворен и для чего пришел в этот мир, если бы совсем не знал о зле в этом мире? Ведь тогда он — как ангел Б-жий, а Творец уже сотворил бесконечное множество ангелов в небесах. А человек сотворен, чтобы знать, что есть зло и добро и выбрать жизнь. И, значит, он в любом случае отведал бы от Древа познания. Но — он вкусил от незрелого плода».

То есть, действительно, Адам должен был вкусить от Древа познания, но не потому, что в противном случае у него не было бы возможности проявлять инициативу и т. п., а потому, что в противном случае у него не будет в полной мере проявлена свобода выбора.

Теперь к Вашему вопросу о том, возможно ли было, чтобы они не совершили этот грех.

Отметим: в наших книгах можно найти несколько разных путей понимания того, что тогда произошло. Существует и мнение, что этот грех был неизбежен. Я же приведу подход книги «Беэр Маим Хаим», которая утверждает, что можно было обойтись и без греха.

Он пишет, что Древо жизни обладало совершенствами, которым нет равных во всем мире. И Древо познания добра и зла обладало чудесными свойствами. И сказали наши мудрецы: если бы Адам подождал до Субботы, он мог бы вкусить от Древа познания добра и зла, ибо запрет был действителен только в шестой день творения, когда и был сотворен Адам.

И раби Хаим объясняет смысл этого ограничения. С одной стороны, по замыслу Творца Адам должен был, обладая свободой выбора, выбрать добро. И для этого ему необходимо было знать, что есть добро и что есть зло. Но, с другой стороны, такое знание представляет великую опасность для человека, так как зло обладает большой силой, которая проявляется в телесных вожделениях. А ведь тело Адама создано из земли и у него к подобным вожделениям как раз природная склонность. Так что существовало опасение, что познав добро и зло, Адам отвернется от добра и потянется за злом.

Поэтому Адаму было сказано (Берешит 2:16): «И заповедал Господь Б-г человеку, сказав: от всякого дерева сада ты можешь есть». Другие деревья сада тоже обладали различными совершенствами, и, отведав их плодов, Адам усовершенствовал бы себя. А вкусив от Древа жизни, обладающего огромной святостью, в Субботу, седьмой день, также обладающий великой святостью, Адам освятился бы сам — и смог бы вкусить плод Древа познания без опасности для себя.

В заключение добавлю, что «Беэр Маим Хаим» пишет: Тора вечна и ее уроки актуальны во всех поколениях. И в наше время человеку следует «впитывать» святость Торы, молитвы, субботы и праздников: это позволит ему заниматься будничными делами, действовать в этом мире, где перемешаны добро и зло, не опасаясь за свой духовный мир.

С уважением, Менахем Эпель


[i] «Беэр Маим Хаим» — каббалистический комментарий к Пятикнижию. Автор — раби Хаим бар-Шломо Тирер (Черновицер; Беэр Маим Хаим, 5500-5578 / 1740-1817, Польша-Литва, Украина, Молдавия, Эрец-Исраэль) — выдающийся деятель хасидизма, автор знаменитых книг хасидута, раввин города Черновицы (Черновцы).

[ii] Раби Яаков-Цви Мекленберг (Мекленбург, А-Ктав вэ-а-Кабала; 5545-5625 / 1785-1865, Германия) — выдающийся комментатор Пятикнижия, глава общины Кенигсберга. Его комментарий к Пятикнижию, «А-Ктав вэ-а-Кабала» наглядно показывает, что без кода, содержащегося в Талмуде, Писание не может быть не только адекватно понято, но и даже верно прочитано.

[iii] Раби Моше бар-Нахман, Рамбан (4954-5030/1194-1270, Испания — Эрец-Исраэль) — величайший законоучитель, комментатор Танаха и Талмуда, каббалист.

[iv] Сефер А-Зоар — «Книга Зоар (Сияния)», центральный труд по Каббале, тайному  учению иудаизма. Согласно Традиции, большая часть книги составлена великим мудрецом времен Мишны Шимоном бар-Йохаем.

Материалы по теме


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше