Темы: Ненависть, Война, Земля Израиля, Искупление, Колена Израиля, Траур по Храму
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныИнтересно, а почему только половина колена Менаше осталось за пределами Земли Израиля? Спасибо, Хана
Уважаемая Хана,
Вы задаете очень интересный вопрос. Чтобы ответить на него, давайте обратимся к событиям, которые произошли в конце многолетнего путешествия евреев по пустыне.
Пребывание в пустыне почти завершено, и вдруг еврейский народ сталкивается с потенциальным расколом. Неожиданно на самом пороге Земли Израиля представители колен Реувена и Гада обращаются к Моше с просьбой разрешить им поселиться на плодородных равнинах восточного берега реки Йарден (Иордан) и не входить в Землю Израиля (Бемидбар 32:1-5).
Можно только представить себе ощущение обиды и предательства, которое, должно быть, испытала остальная часть еврейского народа. И первоначальный ответ Моше отражает эти эмоции. Только после того, как колена Реувена и Гада дают обещание сражаться вместе со всеми, завоевывая Землю Израиля, Моше, в конце концов, удовлетворяет просьбу двух племен.
Интересно отметить: хотя с первоначальной просьбой о предоставлении удела вне Земли Израиля обратились только колена Реувена и Гада, в конечном итоге Тора говорит, что к ним присоединилось и половина колена Менаше (Бемидбар 32:33).
Многие комментаторы отмечают это неожиданное присоединение части колена Менаше. Так, в частности, Рамбан[i] говорит: колена Реувена и Гада обнаружили, что в их уделе на восточном берегу Йардена гораздо больше места, чем им необходимо, и предложили другим коленам присоединиться к ним. Колено Менаше, у которого также было множество скота, согласилось на это предложение.
Однако почему только половина колена Менаше осталась на восточном берегу, а другая половина получила надел в Земле Израиля, остается по-прежнему неясным. Хизкуни[ii] дает интересное объяснение. Он говорит: то, что колено Менаше — потомки Йосефа — было разделено на две части, это своего рода искупление за то, что Йосеф заставил братьев разорвать свои одежды, подложив царский кубок в суму Биньямина (Берешит 44:13).
Рав Моше Штернбух[iii] в своей книге (Таам ва-Даат) дает более глубокое объяснение, в чем состоял процесс искупления. Он говорит, что истинная цель разделения колена Менаше была — «залечить» беспочвенную ненависть, которая преследовала семью Яакова на протяжении многих поколений.
Разделение племени Менаше создало ситуацию, при которой члены семьи вынуждены были прилагать дополнительные усилия для поддержания братских отношений друг с другом. Не стало географической близости, которая помогала бы поддерживать связь естественным образом. Теперь члены двух частей племени не сталкивались друг с другом на улице, на учебе или в лавке. Простая поездка, скажем, на свадьбу родственников превратилась в настоящее путешествие.
Теперь для поддержания отношений требовались дополнительные усилия. Таким образом, когда колено Менаше было разделено, сами время и энергия, которые им приходилось постоянно тратить на поддержание братских отношений, учили их больше ценить друг друга и, соответственно, предотвращали беспричинную ненависть.
На этом основании можно предположить, что неспроста этот рассказ обычно читают в три траурные недели, когда мы скорбим о разрушении Храма. Талмуд (Йома 9) говорит, что причиной разрушения Храма была именно необоснованная ненависть. Теперь мы знаем, что для решения этой проблемы нам нужно быть более внимательными и терпимыми друг к другу, а также — прилагать больше усилий для поддержания хороших отношений друг с другом.
С уважением, Яков Шуб
[i] Раби Моше бар-Нахман, Рамбан (4954-5030/1194-1270, Испания — Эрец-Исраэль) — величайший законоучитель, комментатор Танаха и Талмуда, каббалист.
[ii] Раби Хизкия бар-Маноах — комментатор Пятикнижия, автор комментария «Хизкуни» (ок. 5010-5070 / ок. 1250-1310, Франция).
[iii] Раби Моше Штернбух (род. 5686 / 1926, Лондон — Иерусалим) — глава раввинского суда в а-Эда а-Харедит в Иерусалиме, галахист (специалист по еврейскому Закону), глава ешивы. В прошлом был также раввином Йоханнесбурга.
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
«Не ненавидь брата своего в сердце своем»
Рав Исроэль-Меир Лау
Законы и обычаи святого дня.
Рав Моше Пантелят
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Законы раскаяния»
Предписывающая заповедь: грешник должен прекратить грешить, вернуться к Всевышнему и исповедаться в своем грехе.
Рав Бенцион Зильбер
И север, и юг Израиля под огнём... Что говорят раввины, и что нам делать?
Рав Мендель Агранович
Камни, которые находились на одеянии первосвященника, были выбраны не случайно
Рав Бенцион Зильбер
Что Б-г нам говорит? Почему именно в Субботу праздника Симхат Тора террористы нас атакуют? Связано ли это с тем, что евреи не соблюдают Субботу?
Рав Мендель Агранович
Вернутся ли пропавшие в земле Ашшурской?
Рав Яков Доктор
Статья р. Яакова Доктора о религиозном отношении к Эрец Исраэль
Толдот Йешурун
В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре
Давид Россоф,
из цикла «Наш наследный удел»
Даже самые простые будничные дела приобретают важный смысл благодаря особой атмосфере святости. Поэтому жители Эрец Исраэль должны очень серьезно и ответственно относиться к каждому своему поступку.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его