Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему еврея, который по-крупному «не оправдал доверия», не исключают из евреев?

Темы: Избранность, Ненависть, Предназначение, Грех, Антисемитизм, Эсав

Отложить Отложено

Мы говорим, что еврей — это миссия, что дело еврея — выполнять волю Б-га и совершенствовать себя и мир. Что для этого Б-г избрал евреев. Но ведь на любой должности, если человек не выполняет свои обязанности и не оправдывает доверия, его увольняют. Почему тогда и еврей, который по-крупному «не оправдал доверия», не «увольняется» Б-гом и не перестаёт быть евреем?

Например, если уходит в преступный мир, занимается наркоторговлей или участвует в массовых убийствах. Ведь в результате случается, что еврей ведёт себя хуже представителей других народов, но, несмотря на это, остаётся евреем, членом избранного народа! Разве это справедливо? Далия

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Далия!

Вы задаете интересный вопрос.

Начнем с того, что идеальных людей на свете нет — и идеальных евреев тоже. Так что трудно найти еврея, который полностью «оправдал доверие». Даже если он самый великий праведник, у него, как и у всех, есть свои испытания и, поскольку он человек, случаются оплошности.

Но всё-таки оплошность оплошности рознь, и при желании можно было бы найти критерии для отбора. Ведь, говоря об избранности евреев, мы уподобляем их, например, президенту, который тоже избран — для миссии. И не потому, что он лучший, а потому, что больше других способен ее выполнить. А президенту, как известно, за определенные оплошности может быть объявлен импичмент. Когда его действия вопиющим образом не соответствуют его должности. Почему же еврей, если поступает слишком не «по-еврейски», не получает «импичмент»?

Например, есть в Торе четкий список грехов и полагающихся за них наказаний. Почему же не постановить, что человек, совершивший преступление, за которое полагается наказание определенной тяжести, перестает быть евреем?

По той же причине, что уже упомянули: высокое предназначение и особая миссия вовсе не означает, что человек лучше тех, у кого предназначение «не столь высокое». А только то, что у него особые способности, используя которые во благо, он может добиться тех или иных результатов. А таким еврей продолжает оставаться, несмотря ни на что. Даже если неправильно использовал свои способности, по-прежнему имеет возможность использовать их правильно в следующий раз. Поэтому, «хотя и согрешил, он остается (с) народом Израиля» (Санхедрин 44а).

Более того, президенту объявляют импичмент не только потому, что не оправдал доверие, но и потому, что его можно заменить другим. Но в нашем случае, перефразируя известное изречение, «других евреев у Меня для вас нет» — скажет Б-г. Мы, евреи были избраны Им потому, что наш праотец Авраам открыл для себя Б-га и установил с Ним близкие, «семейные» отношения. А также потому, что сближением с Б-гом в «центре» выработал в своем характере соответствующую «центральность» — уравновешенность во взглядах и чертах характера и в то же время великую «пассионарность». И (вместе с Ицхаком и Яаковом) сделал это частью своей природы, своей «генетики» так, что передал и произошедшему от него народу. Поэтому евреи больше всех подходят на роль приближенных к Б-гу и Его глашатаев, членов «царской семьи». Да, далеко не все в этом идеальны. Но если не они, то кто?

Хорошо, давайте оставим евреями тех, кто более-менее справляется, но станем «увольнять» особенно опустившихся.

Даже если бы это было справедливо, такая политика, мягко говоря, не усилит единство в народе и не сделает атмосферу более здоровой. Скорее, это уподобит еврейской народ компартии, из которой могут исключать за те или иные прегрешения. Результат? История достаточно красноречиво показала. Те, кого еще не исключили, трясутся от страха, что могут исключить (ведь никто не безгрешен), постоянная взаимная подозрительность — не настучит ли кто на меня, а может, мне лучше первым настучать на него? И так превентивно уничтожить угрозу, да и выслужиться перед партией, чтобы замазать собственные грехи. Так что тут прямая дорога к нездоровому обществу.

А уж те, кого исключили… Понятное дело. Превратятся в злейших врагов еврейского народа. Что обычно говорит человек о той организации, откуда его уволили? И если его место работы было известное, видное, например, Белый дом, сразу пишет книгу о том, как там всё плохо и прогнило и какой ужасный и никудышный этот президент.

И, вообще-то, есть у еврейского народа опыт одного такого «увольнения» — Эйсав. Изначально он вырос в семье Ицхака и должен был стать одним из праотцев еврейского народа наряду с Яаковом. Но он именно что «не оправдал доверия» и был исключен из состава будущей еврейской нации. Результат — смертельная ненависть к Яакову на все времена, «закон природы: Эйсав ненавидит Яакова». Отсюда все погромы и кровавые наветы, и Холокост.

Мудрецы даже спрашивают: зачем Ицхак рассказал Эйсаву, что Яаков забрал его благословение — вызвав, таким образом, эту ненависть? И отвечают: антисемитизм всё-таки необходим, иначе был бы слишком велик соблазн ассимиляции, а так есть ему противовес: слишком увлекшимся евреям могут грубо, но четко напомнить, кто они такие.

И, всё же, довольно с нас того антисемитизма, что есть, достаточно от него бед. Если же станем «увольнять» евреев, то своими руками создадим еще больше ярых антисемитов. Которые либо просто будут обвинять евреев во всех смертных, либо станут настаивать, что они всё-таки избраны, только изменят определение избранности так, чтобы именно они под него подпадали, а евреи, наоборот, «утратили» избранность, а то и вовсе оказались «недочеловеками». Так что тут также прямая дорога к новой антиеврейской религии, а может быть, и к нацизму.

Поэтому наша позиция противоположна: все евреи — братья, точка. Что бы ни делал еврей и как бы он ни опустился — он остается евреем, «своим». Конечно, если он опустился, — это проблема, которую в меру возможностей надо как-то решать. Но исключать его из «партии» не будем.

Но тогда возвращаемся к вопросу: разве это справедливо, что иные злостные преступники принадлежат к избранному народу, а иные порядочные люди — нет?

На самом деле — да, справедливо. Потому что, как сказано, «избранный» — вовсе не означает «лучший». Нет, это значит, что человеку даны определенные способности и потому ему дана эта миссия. Но если совершает тяжкие преступления, получается, не использует свои способности во благо, наоборот, злоупотребляет ими, и поэтому он на самом деле хуже тех, кто не обладает такими способностями. Ведь президент, который злоупотребил своими полномочиями и принял решения, приведшие к неоправданной гибели множества людей, гораздо хуже, например, художника, который написал плохую картину. От первого куда больше бед и горя.

И поэтому Б-г судит его строже! Так что, наоборот, если мы хотим справедливости, мы должны желать, чтобы еврея, совершившего преступления, Б-г судил как еврея! А то, если перестанет быть евреем, легко отделается! Соскочит и скажет: всё, я не играю! Нет, дорогой, остаешься в игре, сохраняешь свой статус и ответишь соответственно тем возможностям, которые тебе даны.

По словам мудрецов («Нэфеш а-Хаим»[i] 1:4), Тит, разрушивший Храм, не оказал такого пагубного воздействия на духовные миры, какое оказывают евреи, совершающие грехи. Именно из-за их связи с Б-гом и Его мирами, они наносят своими грехами больший ущерб миру, чем те, у кого нет таких «связей» и рычагов. Чем бОльшую ответственность  несет человек, тем ниже может упасть.

Не в этом мире — так в Будущем. Так что в этом плане как раз можем быть уверены: Б-г полностью справедлив и никто не избегнет того, что ему причитается.

С уважением, Меир Мучник


[i] «Нэфеш а-Хаим» — книга, посвященная каббалистическому учению, полученному от Виленского Гаона. Ее автор — раби Хаим бар-Ицхак из Воложина (раби Хаим Воложинер; 5509-5581 / 1749-1821) — выдающийся талмудист, ближайший ученик Виленского Гаона и основатель Воложинской ешивы, «матери всех литовских ешив».

Материалы по теме


Нам известно, что Б-г ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей. Почему же тогда было именно десять казней, и именно таких? Читать дальше