Темы: Красота, Запреты, Время, Заповеди, Досуг, Работа, Искусство
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. У меня вопрос по поводу хобби. Я одно время очень увлеклась рисованием. Купила огромное количество разных принадлежностей для этого, онлайн-курсы и т. д. У меня получалось очень неплохо, и поэтому интерес всё возрастал и вещи всё покупались и покупались. Но потом спало первое увлечение, как это обычно бывает, и я перестала находить на это время, и так у меня всё это и стоит.
С тех пор прошло время и я очень «итхазакти» (продвинулась в соблюдении мицвот — заповедей, данных евреям), много учу и читаю, перестала вообще смотреть разные ролики на ютуб (кроме уроков в Толдот) и стараюсь не «убивать» время.
И теперь, когда я осознаю, как время дорого и как много всего нужно успеть, я не знаю: тратить ли время на рисование? Или еврей со временем должен проститься с разными хобби и заниматься вещами серьёзнее? Какое отношение иудаизма к хобби? Заранее спасибо за ответ! N.
Здравствуйте, N.!
Вы правы, что время любого человека, особенно еврея, которому даны дополнительные обязанности, дорого, и его не следует тратить понапрасну. Жизнь проходит очень быстро, и надо хорошо использовать каждую минуту.
В то же время факт в том, что Б-г создал чудесный мир, а в нем — человека, способного этот мир постигать и наделенного различными способностями и талантами. Для чего? Чтобы мы намеренно их НЕ использовали? Нет. Именно чтобы использовали.
Другое дело, что всё на свете делать невозможно, человек ограничен. Поэтому надо выбрать какое-то основное дело, а другие занятия вполне могут быть хобби, которыми занимаешься для души, следя за тем, чтобы это не было в ущерб главному. Такие увлечения, как, например, история, география, музыка, архитектура, только обогащают человека, помогают ему лучше познать и оценить мир, созданный Б-гом, всю его красоту и богатство, всю сложность системы.
И рисование тоже, несомненно, — один из талантов, которые человек может развивать. Религиозный еврей может даже заниматься этим профессионально, как например, один из наших блогеров, замечательный художник-иллюстратор Гади Поллак.
Рисование — это и самовыражение, и красота. А она нам строить и жить помогает, как песня. Ведь мы поем на субботних и праздничных трапезах и на молитвах, танцуем на свадьбах. А значит, нужны и композиторы, и музыканты, и кто-то этим занимается, используя свои способности.
Мудрецы, толкуя Тору, говорят (Шабат 133 б): «Красиво исполняй Его заповеди: построй красивую сукку, возьми красивый лулав, труби в красивый шофар, прикрепи к одежде красивые кисти цицит. Возьми красивый пергамент и напиши на нем Тору красивым шрифтом, и оберни в изысканный шелк». Разумеется, и построй красивую синагогу — а это архитектура. И живопись, синагоги можно ею украшать. И не только их.
Значит, нужны люди, которые создадут всю эту красоту, и их труд не будет считаться напрасным.
Только важный момент — искусство может быть хобби или даже профессией, но не следует забывать, что всё это — в порядке служения Б-гу, путь к Нему.
Тогда как в современном мире искусство в некотором смысле «слишком много о себе возомнило» и, по сути, подменило собой религию. В прошлом художники, писатели, поэты, музыканты воспринимались как ремесленники, выполняющие полезную работу, а то и вовсе как прислуга. По всей видимости, их недостаточно ценили, и то, что Моцарт был вынужден обедать «вместе с другими слугами» и терпеть прихоти господина, кажется нам абсолютно диким.
Но с тех пор ударились в противоположную крайность: художники воспринимаются как пророки, служители «музы», а то и вовсе боги, работа которых сама по себе свята, даже если люди ее не воспринимают и она не приносит им пользы. К литературным текстам и музыкальным партитурам относятся с благоговением и пиететом, как к священным текстам, продиктованным «высшим гением». Вокруг них суетятся, их изучают и пытаются понять всю заложенную в них глубину, пишут горы книг и диссертаций. Не смей сказать, что какое-то произведение или его часть не так гениальна, как остальные — гениально всё, по определению, это мы, простые людишки, не понимаем глубины!
И в живописи, конечно, такое наблюдается: уже можно нарисовать что угодно и подать как высшую стадию прогресса в искусстве, а если кому-то непонятно, что тут такого? Ну, он просто отсталый и не понимает гениального художника, который так видит!
Гениальность многих произведений искусства неоспорима, но нельзя забывать, что художник — не источник этой гениальности, а проводник. Он одарен — Кем-то Свыше, и не все его творения гениальны, а только те, в создании которых ему по-особому помогает Истинный Творец. А Он не всегда и всем помогает в одинаковой мере, в т. ч. и для того, чтобы было видно: всё зависит не от человека, а от Него. Если это признается, хорошо, но если нет, это уже идолопоклонство.
Кроме того, такое отношение подрывает истинные ценности Б-га. Художник считается святым лишь потому, что создает свои произведения. А то, что он при этом может обладать скверным характером, а то и вовсе погрязнуть в различных грехах, — это ему прощается, мол, главное — он гений! Так, большинство классических писателей и композиторов своими характерами и жизнью отнюдь не олицетворяли святость и добродетель. Самым скандальным во всех отношениях, включая антисемитизм, был Вагнер, но и многие другие всем этим грешили, и возведение их в ранг святых легитимирует то, что для нас неприемлемо.
Поэтому наше отношение к искусству такое: оно не должно противоречить служению Б-гу и Его ценностям, напротив, должно способствовать этому, и художники должны осознавать свою роль как таковую. Заниматься творчеством, но считать себя не Творцами, а лишь проводниками гения Истинного Творца. Его служителями, обязанными не только выполнять свою роль, создавая произведения искусства, но и хранить Его принципы и ценности.
Если эти условия соблюдены, то — пожалуйста, творите и используйте свои способности и таланты для создания красоты и служения Б-гу.
Другое дело, что, как Вы уже пронаблюдали, увлечение может пройти и смениться остыванием. Это тоже нормальный процесс. Что ж, если нет желания, никто и не заставляет заниматься тем или иным хобби. (В отличие от ситуации, когда пропадает желание заниматься своим основным делом. Тогда, прежде всего, нужно терпеть, ведь обычно есть обязательства и нельзя так просто всё бросить. Да и настроение может перемениться. Однако, если это чувство сильное и устойчивое, можно задуматься и о смене профессии. Только надо хорошенько продумать: чем еще заниматься и как перейти на новый путь).
А если вернется увлечение, можно и возобновить эти занятия. И продолжать использовать свой талант, наряду со всеми остальными способностями, которыми Вас наделил Б-г.
Желаю успеха в использовании их всех!
С уважением, Меир Мучник
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Почему в общем списке Десяти заповедей эта, про субботу, стоит именно здесь, после трех первых? Ей место либо в начале, либо в конце
Мирьям Климовская
Потехе — час?
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Шимон Соскин
Все мы рисовали в детстве. И дома, и на уроках рисования в школе. Многие любят рисовать до сих пор. Немало людей делают это достаточно талантливо, у некоторых живопись стала призванием и профессией, приносящей заработок. Но разрешено ли это Торой?
Рав Натан Агрес
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Субботний покой строится отнюдь не на наших субъективных понятиях о том, что называть работой, а что отдыхом.
Рав Ашер Кушнир
Рав Меир Мучник
В частности, к творцам, которые создают свои собственные миры?
Рав Мордехай Кульвянский
Впервые слово «время» (зман) появляется в Танахе в книге «Коэлет»: «Для всего есть время, для каждой вещи — срок под Небесами». Достойно удивления, что все пять книг Торы, книги пророков, псалмы, Ийов, Хроники (!) обходились без слова «время». Конечно, есть годы, месяцы, дни и ночи и даже часы, связанные с движением светил, а понятие времени — только в «Коэлет». Несомненно, это великая новость, осознать которую нам мешает только то, что мы уже давно живем в мире, в котором это слово сказано.
Мирьям Климовская
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его