Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Какое отношение иудаизма к хобби?

Темы: Красота, Запреты, Время, Заповеди, Досуг, Работа, Искусство

Отложить Отложено

Здравствуйте. У меня вопрос по поводу хобби. Я одно время очень увлеклась рисованием. Купила огромное количество разных принадлежностей для этого, онлайн-курсы и т. д. У меня получалось очень неплохо, и поэтому интерес всё возрастал и вещи всё покупались и покупались. Но потом спало первое увлечение, как это обычно бывает, и я перестала находить на это время, и так у меня всё это и стоит.

С тех пор прошло время и я очень «итхазакти» (продвинулась в соблюдении мицвот — заповедей, данных евреям), много учу и читаю, перестала вообще смотреть разные ролики на ютуб (кроме уроков в Толдот) и стараюсь не «убивать» время.

И теперь, когда я осознаю, как время дорого и как много всего нужно успеть, я не знаю: тратить ли время на рисование? Или еврей со временем должен проститься с разными хобби и заниматься вещами серьёзнее? Какое отношение иудаизма к хобби? Заранее спасибо за ответ! N.

 

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Вы правы, что время любого человека, особенно еврея, которому даны дополнительные обязанности, дорого, и его не следует тратить понапрасну. Жизнь проходит очень быстро, и надо хорошо использовать каждую минуту.

В то же время факт в том, что Б-г создал чудесный мир, а в нем — человека, способного этот мир постигать и наделенного различными способностями и талантами. Для чего? Чтобы мы намеренно их НЕ использовали? Нет. Именно чтобы использовали.

Другое дело, что всё на свете делать невозможно, человек ограничен. Поэтому надо выбрать какое-то основное дело, а другие занятия вполне могут быть хобби, которыми занимаешься для души, следя за тем, чтобы это не было в ущерб главному. Такие увлечения, как, например, история, география, музыка, архитектура, только обогащают человека, помогают ему лучше познать и оценить мир, созданный Б-гом, всю его красоту и богатство, всю сложность системы.

И рисование тоже, несомненно, — один из талантов, которые человек может развивать. Религиозный еврей может даже заниматься этим профессионально, как например, один из наших блогеров, замечательный художник-иллюстратор Гади Поллак.

Рисование — это и самовыражение, и красота. А она нам строить и жить помогает, как песня. Ведь мы поем на субботних и праздничных трапезах и на молитвах, танцуем на свадьбах. А значит, нужны и композиторы, и музыканты, и кто-то этим занимается, используя свои способности.

Мудрецы, толкуя Тору, говорят (Шабат 133 б): «Красиво исполняй Его заповеди: построй красивую сукку, возьми красивый лулав, труби в красивый шофар, прикрепи к одежде красивые кисти цицит. Возьми красивый пергамент и напиши на нем Тору красивым шрифтом, и оберни в изысканный шелк». Разумеется, и построй красивую синагогу — а это архитектура. И живопись, синагоги можно ею украшать. И не только их.

Значит, нужны люди, которые создадут всю эту красоту, и их труд не будет считаться напрасным.

Только важный момент — искусство может быть хобби или даже профессией, но не следует забывать, что всё это — в порядке служения Б-гу, путь к Нему.

Тогда как в современном мире искусство в некотором смысле «слишком много о себе возомнило» и, по сути, подменило собой религию. В прошлом художники, писатели, поэты, музыканты воспринимались как ремесленники, выполняющие полезную работу, а то и вовсе как прислуга. По всей видимости, их недостаточно ценили, и то, что Моцарт был вынужден обедать «вместе с другими слугами» и терпеть прихоти господина, кажется нам абсолютно диким.

Но с тех пор ударились в противоположную крайность: художники воспринимаются как пророки, служители «музы», а то и вовсе боги, работа которых сама по себе свята, даже если люди ее не воспринимают и она не приносит им пользы. К литературным текстам и музыкальным партитурам относятся с благоговением и пиететом, как к священным текстам, продиктованным «высшим гением». Вокруг них суетятся, их изучают и пытаются понять всю заложенную в них глубину, пишут горы книг и диссертаций. Не смей сказать, что какое-то произведение или его часть не так гениальна, как остальные — гениально всё, по определению, это мы, простые людишки, не понимаем глубины!

И в живописи, конечно, такое наблюдается: уже можно нарисовать что угодно и подать как высшую стадию прогресса в искусстве, а если кому-то непонятно, что тут такого? Ну, он просто отсталый и не понимает гениального художника, который так видит!

Гениальность многих произведений искусства неоспорима, но нельзя забывать, что художник — не источник этой гениальности, а проводник. Он одаренКем-то Свыше, и не все его творения гениальны, а только те, в создании которых ему по-особому помогает Истинный Творец. А Он не всегда и всем помогает в одинаковой мере, в т. ч. и для того, чтобы было видно: всё зависит не от человека, а от Него. Если это признается, хорошо, но если нет, это уже идолопоклонство.

Кроме того, такое отношение подрывает истинные ценности Б-га. Художник считается святым лишь потому, что создает свои произведения. А то, что он при этом может обладать скверным характером, а то и вовсе погрязнуть в различных грехах, — это ему прощается, мол, главное — он гений! Так, большинство классических писателей и композиторов своими характерами и жизнью отнюдь не олицетворяли святость и добродетель. Самым скандальным во всех отношениях, включая антисемитизм, был Вагнер, но и многие другие всем этим грешили, и возведение их в ранг святых легитимирует то, что для нас неприемлемо.

Поэтому наше отношение к искусству такое: оно не должно противоречить служению Б-гу и Его ценностям, напротив, должно способствовать этому, и художники должны осознавать свою роль как таковую. Заниматься творчеством, но считать себя не Творцами, а лишь проводниками гения Истинного Творца. Его служителями, обязанными не только выполнять свою роль, создавая произведения искусства, но и хранить Его принципы и ценности.

Если эти условия соблюдены, то — пожалуйста, творите и используйте свои способности и таланты для создания красоты и служения Б-гу.

Другое дело, что, как Вы уже пронаблюдали, увлечение может пройти и смениться остыванием. Это тоже нормальный процесс. Что ж, если нет желания, никто и не заставляет заниматься тем или иным хобби. (В отличие от ситуации, когда пропадает желание заниматься своим основным делом. Тогда, прежде всего, нужно терпеть, ведь обычно есть обязательства и нельзя так просто всё бросить. Да и настроение может перемениться. Однако, если это чувство сильное и устойчивое, можно задуматься и о смене профессии. Только надо хорошенько продумать: чем еще заниматься и как перейти на новый путь).

А если вернется увлечение, можно и возобновить эти занятия. И продолжать использовать свой талант, наряду со всеми остальными способностями, которыми Вас наделил Б-г.

Желаю успеха в использовании их всех!

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ