Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Правда ли, что на Небесном Суде судьбу души решает и Сатан?

Темы: Злое начало, Йецер а-ра, Душа, РАМХАЛЬ, Сатан, Хафец Хаим, Суд, Правосудие, Праведники, Ангел

Отложить Отложено

Шалом. Правда ли, что на Небесном Суде судьбу души решает и Сатан? Из кого вообще состоит этот Небесный Суд? Лев

Отвечает рав Нахум Желязник

Здравствуйте Лев!

Вы задаете интересный вопрос.

Прежде всего, следует знать: Наверху всё происходит по тем же принципам, что и внизу. Так говорят мудрецы в Брахот (58 а): «Небесное Царство (устроено) по принципу земного». Наверху — те же суды и законы, те же правила. (Но взяток и бюрократии там, хочется надеяться, нет).

Темой Небесного Суда занимается Рамхаль[i] в книге «Дерех а-Шем» («Путь Творца», гл. 6). Но, надо сказать, картина, которую он рисует, достаточно размытая. Ощущение такое, что не желал автор раскрывать всему миру, как оно там на самом деле. Придет время, мол, сами увидите. А, может, и не понять нам, смертным, что происходит в мирах святых ангелов, не наше это дело. Так или иначе, Рамхаль больше утаил, чем растолковал.

Что всё-таки можно понять из «Дерех а-Шем»?

Небесных судов много. У каждого суда свои задачи, своя «клиентура». Собственно, и на земле так: каких только судов не бывает: конституционные суды, мировые и арбитражные, военные и различного уровня суды общей юрисдикции и т. д. Поэтому и Наверху всё достаточно сложно. Судят на Небесах не только людей, но и, например, страны, целые народы.

Небесный Суд — «Бейт Дин шель Ма-ла» — состоит из ангелов. В каждом суде есть главный судья, причем иногда (но не всегда) это Сам Всевышний. В суде есть свидетели — тоже ангелы, но другие, не те, что судят. Задача свидетелей — собрать информацию в нижнем мире и представить ее на Суде.

Есть и прокурор-обвинитель. Конечно, это — Ангел Смерти, Сатан, он же — злое начало.

Суд «работает» по установленному порядку

Рамхаль подчеркивает: суд Всевышнего происходит не на основе Его абсолютного знания, а в соответствии с правилами и порядками, которые Он, Благословенный, установил.

Что это значит? Б-г мог бы обойтись без адвокатов, прокуроров и судей, но не пожелал этого. По-видимому, для того, чтобы мы, люди, понимали хоть приблизительно, что происходит «там», и могли бы подготовиться к Суду (пока мы еще здесь, на земле). Т. е., поднакопили заслуг, нашли свидетелей в свою пользу — ангелов, созданных нашими правильными действиями и т. д. Да и после вынесения приговора, если бы Всевышний судил «разом», мы бы не знали за что и почему. А так — душа присутствует на «заседании», слышит все «за» и «против», понимает, насколько всё справедливо.

Праведники в роли судей

В «Дерех а-Шем» этого не сказано, но ряд источников утверждает, что на Небесном Суде судят праведники. По-видимому, есть суды, состоящие из ангелов, а есть — из праведников.

Суд, состоящий из праведников, упомянут напрямую в книге «Лев Элияу»[ii] (кунтрес «Швивей Ор»), автор[iii] цитирует рава Хаима из Воложина[iv]. Рав Хаим объяснил так: судьи должны понимать мотивы действий подсудимых, а ангелы не в состоянии понять, как можно согрешить. Поэтому они уступают место душам праведников. Причем каждое поколение судят именно праведники этого поколения. Только они видели, что происходило тогда на земле и могут быть объективны.

Есть и более ранние источники. Так в книге Зоар[v] (к Шлах 167:1) приводится история о беседе Раби Шимона бар-Йохая с душами праведников. Посреди «общения» души отпросились у раби Шимона: «Наверху один человек стоит у входа в Ган-Эден, но Крувим (“херувимы”) держат его и не пускают туда. А он страдает и кричит у входа. И вот, услышали души праведников и собираются на суд — войти к царю Машиаху и рассмотреть дело это, и нас звали».

И в Мидраше Танхума (Шмот 29): «В конце дней сидит Святой, благословен Он, и ангелы ставят стулья великим (мудрецам) Израиля. И они сидят, а Святой, благословен Он — как Главный Судья, и судят (они вместе) идолопоклонников, как сказано (Йешаяу 3:14): “Господь встает на суд со старейшинами народа Своего”».

Праведники и при жизни оказывают влияние на решения Небесного Суда

Не только души праведников имеют «Наверху» право голоса. Предлагаю Вашему вниманию две истории, случившиеся в последних поколениях, где «Бейт Дин шель Ма-ла» обращался за советом к раввину, главе поколения.

История первая[vi], о Мааршаме[vii].

Однажды, в холь а-моэд (праздничные будни) Суккота, когда Мааршам спал в сукке, ему приснилось, что стоит он пред Небесным Судом. Судьи восседали полукругом. Принесли дело человека, который преступил запрет, за нарушение которого полагается смерть от руки Небес. Но поскольку мнения законоучителей о том, полагается ли смерть в этом конкретном случае, разделились, то разделились и мнения судей: часть за, часть против. Спорили, освободить ли подсудимого от Небесной кары. Ведь есть сомнение: с одной стороны, когда существует два мнения, судят по тому из них, которое «облегчает» закон. Но, с другой стороны, есть принцип: «Нет сомнения пред Небесами». Сатан настаивал на смертном приговоре.

И тут слышит Мааршам голос: «Спросим в земном суде». И приходят спросить его. Праведник сказал: «Даже когда речь идет о наказании, присуждаемом Небесным Судом, сомнение — причина для освобождения подсудимого, так сказано в труде Кесеф Мишнэ[viii]». Тогда Сатан стал возражать: «Куда тебе, человеку, вмешиваться в дела Небесные». Мааршам же произнес стих: «Разгневается Господь на тебя, сатан…» (Зехарья 3:2), и решено было оправдать подсудимого.

Раввин проснулся и не мог вспомнить, где приводится этот закон в Кесеф Мишнэ. Рассвело, Мааршам вернулся в дом (из сукки) и начал искать. И нашел: так оно и есть, в Кесеф Мишнэ, законы Псулей а-Мукдашин (о непригодных жертвоприношениях), гл. 16, закон 9.

Вторая история[ix] — о Хафец Хаиме[x].

Сам Хафец Хаим рассказал эту историю своему зятю — раву Аарону а-Коэну. Это произошло, когда Хафец Хаим был раввином в городе Радин (Радунь). Один мясник попался на продаже трефного и был отстранен от работы. Когда Хафец Хаим узнал, что тот раскаялся и клятвенно обещал больше никогда содеянного не повторять, он позволил мяснику вернуться к работе. Но оштрафовал его, приказав пожертвовать сорок мер свечей в синагогу. Мясник не удостоился долголетия и вскоре после тех событий отправился в лучший мир, приказав долго жить. История забылась.

Однажды, когда Хафец Хаим по обыкновению своему учился на пустовавшей женской половине синагоги, напала не него дремота. Во сне предстали пред ним три человека благородного вида. Старший спросил:

— Раби Исраэль-Меир, вспомнишь ли того мясника, которому наказал принести сорок мер свечей? Скажи нам, не тая, с какой целью оштрафовал ты его? Только ради наказания, чтобы и ему и другим неповадно было, или дабы послужило искуплением вины?

Хафец Хаим испугался, язык не слушался его, и он не мог произнести ни слова. Но старший успокоил:

— Не волнуйся, мы подождем, пока ты придешь в себя, всё в порядке.

— Насколько помню, ради наказания. Об искуплении я не думал, — в конце концов, выдавил из себя Хафец Хаим. Трое поблагодарили раввина и исчезли.

Очнулся праведник с тяжелой головой и в большом беспокойстве. Никак не мог успокоиться. Вернулся к учебе, но сон вновь одолел его. На этот раз является сам мясник, убитый горем. С плачем и причитанием жалуется, рассказывая:

— Ой, раби, что сделал ты мне своим ответом Небесному Суду! Ведь судили меня, и Сатан-обвинитель требовал отправить меня в Геином за то, что кормил евреев трефным мясом. Я говорю: «Уже простилось мне при жизни — пожертвованием свечей на синагогу». А Сатан гнет свое: «Не-е… не простилось, это не ради искупления было». Решено было спросить тебя, раби. И когда ответил ты, что не для искупления наказал меня, пришлось-таки спуститься мне в Геином, пройти муки очищения от того греха. Ой мне, горе мне!..

Говорят, после этой истории решил Хафец Хаим уйти с должности раввина…

Вот, пожалуй, и всё о Небесном Суде, побежал искать заслуги, чтобы не явиться туда с пустыми руками, когда вызовут…

С уважением, Нохум Желязник


[i] Раби Моше-Хаим бар-Яаков-Хай Луцато (Луццатто, также — Рамхаль; 5467-5507 /1707-1747, Италия, Амстердам, Эрец-Исраэль) — один из величайших знатоков сокровенного учения.

[ii] См. также в книге рава Й. Лейбовича «Даат Тора» к Бемидбар, от имени рава И. Салантера, и в книге «Маасэ Иш» (гл.4) от имени Хазон Иша — Н. Ж.

[iii] Раби Элияу бар-Яаков Лупиан (Лев Элияу, 5636-5730 /1876-1970, Литва — Англия — Израиль) — выдающийся педагог, один из духовных лидеров движения Мусар.

[iv] Раби Хаим бар-Ицхак из Воложина (раби Хаим Воложинер; 5509-5581 / 1749-1821) — выдающийся талмудист, ближайший ученик Виленского Гаона и основатель Воложинской ешивы, «матери всех литовских ешив».

[v] «Сефер А-Зоар» — «Книга Сияния», основополагающий труд по Каббале, скрытому учению иудаизма. По еврейской Традиции, бОльшая часть книги составлена великим учителем раби Шимоном бар-Йохаем (Рашби), мудрецом Мишны, ближайшим учеником Раби Акивы.

[vi] В книге «Марбицей Тора ме-Олам а-Хасидут». Иврит, часть 2, стр. 205-206. Из записей рава Ицхака Швадрона, которые тот переписал из дневника своего отца — Мааршама — Н. Ж.

[vii] Раби Шалом-Мордехай а-Коэн Швадрон (Мааршам; 5595-5671 / 1835-1911, Галиция) — знаменитый раввин и галахист (специалист по еврейскому Закону).

[viii] «Кесеф Мишнэ» — комментарий раби Йосефа Каро (5248-5335 / 1488-1575, Испания — Португалия — Турция — Эрец-Исраэль), одного из величайших галахистов, к труду Рамбама (Маймонида) «Мишнэ Тора». В комментарии вскрываются источники постановлений Рамбама, в частности, даются ответы на «Примечания-возражения Раавада».

[ix] В книге «Хафец Хаим — хайав у-фоало», т. 3, гл. 3, с. 1178 — Н. Ж.

[x] Раби Исраэль-Меир бар-Арье-Зэев а-Коэн Каган (Хафец Хаим; 5598-5693 / 1838-1933, Литва, Польша) — выдающийся законоучитель и праведник, духовный лидер своего поколения.

Материалы по теме


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ