Темы: Каббала, Милосердие, Заповеди, Женщина, Обувь, Суд
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый раввин, хотелось бы уточнить, как правильно женщина должна надевать обувь и завязывать шнурки. Спасибо, Ася
Уважаемая Ася,
Большое спасибо, что обратились к нам.
Прежде, чем перейти непосредственно к ответу на Ваш вопрос, — небольшое вступление.
Как мы видим по многим законам, обычно в иудаизме предпочтение отдается правой стороне перед левой. По Каббале правая сторона олицетворяет аспект Милосердия, а левая — аспект Суда. И мы заинтересованы в том, чтобы Милосердие перевешивало Суд.
Поэтому, одеваясь, принято начинать с правой стороны (правый рукав, а затем левый — и т. д.). А когда раздеваются, то, наоборот, начинают с левой стороны, а затем переходят к правой. И когда моются, начинают с правой стороны, а затем переходят к левой. Но с самого начала моют голову, т. к. это наиболее важный орган (Мишна Брура[i] 2:7).
А вот с обувью, которую надо шнуровать, вопрос более сложный. При одевании, как сказано, предпочтение отдается правой стороне. А при завязывании предпочтение отдается левой стороне: например, тфилин повязывают на левую руку.
Поэтому принято сначала надеть правый ботинок, не завязывая шнурки, затем — левый. После завязывают левый шнурок, а затем — правый (Шулхан Арух[ii], Орах Хаим 2:4). От имени рава Хаима Каневского[iii] приводят, что это правило распространяется не только на шнурки: т. е., даже если ботинки на молнии, липучке и т. п., следует сначала застегнуть левый ботинок, а затем правый (Даат Нотэ 1, с. 66).
А когда снимают обувь, первым снимают левый ботинок, затем правый. Развязывая шнурки, не нужно отдавать предпочтение левой стороне — можно развязать сначала левой шнурок. (Здесь отметим, что «отдавать предпочтение», «оказывать уважение» в данном случае означает — дать этой стороне дольше оставаться «одетой», «зашнурованной»).
Левша, одеваясь, также начинает с правой стороны. А вот о завязывании шнурков Мишна Брура (2:6) говорит: поскольку тфилин левша накладывает на правую руку, то и шнурки он должен начать завязывать сначала на правом ботинке. Однако некоторые галахисты (знатоки еврейского Закона) считают, что и шнурки левша должен сначала завязывать на левом ботинке, как большинство людей. Рав Шломо-Залман Ойербах[iv] говорит, что, поскольку в данном случае существует спор, то оба обычая приемлемы (Алихот Шломо 2:21).
Теперь мы можем обратиться непосредственно к Вашему вопросу. Рав Шломо-Залман Ойербах (Алихот Шломо 2:20) говорит: поскольку женщина не накладывает тфилин (более того, ее порицают, если она делает это), то, завязывая шнурки, она не должна отдавать предпочтение левой стороне. Так же считал и рав Элияшив[v]. Т. е. женщина сначала завязывает правый шнурок.
В респонсах Двар Йеошуа[vi] (2:111, 130) сказано: поскольку при завязывании Тора отдает предпочтение левой стороне, не следует делать различия между мужчинами и женщинами. Поэтому женщина также должна сначала завязывать левый шнурок. Рав Хаим Каневский пишет, что это известный спор. Поэтому, тем, кто сначала завязывает левый шнурок, есть на чье мнение полагаться.
Мы видим, что все наши действия имеют значения и имеет значение, как именно мы их совершаем. И, хотя на первый взгляд это может показаться слишком педантичным, попробуем взглянуть на это с другой стороны. В любом случае каждый день мы одеваемся и обуваемся, а теперь у нас появляется возможность наполнить эти обыденные действия особым смыслом и более того — даже заработать за них награду Свыше.
С уважением, Яков Шуб
[i] Мишна Брура («Ясный Закон») — галахический кодекс, составленный раби Исраэлем-Меиром бар-Арье-Зэев а-Коэном Каганом (Хафец Хаим; 5598-5693 / 1838-1933, Литва, Польша) — выдающимся законоучителем и праведником, духовным лидером своего поколения.
[ii] Шульхан Арух — самый авторитетный кодекс еврейского Закона. Составлен раби Йосефом Каро (Испания — Португалия — Турция — Эрец-Исраэль) в 16 веке.
[iii] Рав Хаим Каневский (1928-2022, Белоруссия — Эрец-Исраэль) — мудрец Торы, духовный лидер нашего поколения и выдающийся законоучитель.
[iv] Раби Шломо-Залман бар-Хаим-Йеуда-Лейб Ойербах (5670-5755 /1910-1995, Иерусалим) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров прошлого поколения.
[v] Раби Йосеф-Шалом Элияшив (5670-5772 / 1910-2012, Литва — Эрец-Исраэль) — крупнейший законоучитель и мудрец Торы современности, духовный лидер поколения.
[vi] Раби Йеошуа-Менахем Арнберг (5665-5736 / 1904-1976, Венгрия — Эрец-Исраэль) — раввин хасидского направления, автор шеститомного сборника респонсов «Двар Йеошуа».
Рав Овадья Климовский
Кто будет жесток к милосердным?
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Человек должен стараться во всем, где может, вести себя согласно этому качеству.
Рав Ашер Кушнир
Нужно ли сразу поменять одежду и ходить в кипе?
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Реувен Пятигорский
И как туда обращаться ...
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Моше Пантелят
Журнал «Мир Торы»
В первой главе Торы говорится, что Вс-вышний сотворил человека, и это творение было и мужчина, и женщина. Одно тело, которое имеет два лица.
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Мира Вайсбин
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его