Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Может ли миллионер по своей вине стать бедняком?

Темы: Богатство, Иштадлут, Предназначение, Свобода выбора и предопределенность, Деньги, Судьба, Помощь

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемый Раввин! Меня мучает следующий вопрос. Не может ли быть так, что, например, после смерти человека окажется: он при жизни должен был быть миллионером? И должен был помогать другим, но по своей вине недостаточно старался и в итоге жил в бедности?

Или того, что угодно Б-гу, не избежать? И тот, кто должен быть богатым, станет им, даже если будет лежать на диване целый день, а тот, кто должен быть бедным, будет бедным, даже если будет трудиться круглые сутки в поту на 10 работах? Благодарю! Дмитрий

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Дмитрий!

Представляется достаточно очевидным, что много есть на свете людей, которые трудятся в поте лица, но при этом не становятся миллионерами, а то и вовсе с трудом выживают. Значит, не всё зависит от труда человека. Отсюда вечная проблема неравенства, давшая топливо левым идеологиям, от коммунизма до современного западного либерализма.

В то же время, если богатство не унаследовано, оно вряд ли свалится на человека откуда-то без труда. Сегодняшние богатейшие люди планеты сами построили свои бизнес-империи, а если бы только лежали на диване, не было бы у них тех миллиардов. И даже тот, кому повезло выиграть в лотерею, всё-таки потрудился купить билетик.

Значит, играет роль и труд человека, и решение Б-га. Об этом и говорят мудрецы: в конечном счете, всё действительно зависит от Его воли, но Он не даст человеку даже предназначенное для того благо, если человек прежде не приложит усилия (иштадлут). Или, как говорит пословица, без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Поэтому вполне может оказаться, что человек должен был стать миллионером, но не стал им, потому что недостаточно трудился. Однако само по себе отсутствие богатства этого не означает, поскольку, как сказано, даже если человек трудится, ему вовсе не обязательно суждено стать богатым.

Но ведь это, вроде бы, действительно несправедливо! Почему одни трудятся и им Б-г помогает разбогатеть, а другим, которые тоже трудятся, не помогает?

Потому что на самом деле богатство и способность помогать другим деньгами — это всего лишь одна из возможных ролей в жизни, и она не единственная. Если Б-г помог кому-то разбогатеть, это не значит, что Он его любит и балует больше других. Это значит лишь, что такую роль в жизни Он ему дал — помогать деньгами другим. И при этом вовсе не быть свободным от проблем и печалей — ведь богатые тоже плачут. (Или, по крайней мере, разводятся — значит, с любовью и семейной жизнью у некоторых явно не всё в порядке).

А другим людям Б-г дал иные роли — их в жизни много. Нужны врачи и полицейские, учителя и музыканты, и для этого Б-г дает людям разные способности — но и оплачиваются эти виды деятельности по-разному. Поэтому отсутствие богатства вовсе не обязательно означает, что человек приложил недостаточно усилий и был недобросовестен в выполнении своей роли. Да, если он не очень много зарабатывает, у него меньше возможностей помогать другим именно деньгами, но если при этом он врач или пожарный, вряд ли кто-то скажет, что он не помогает людям. И так — с любой деятельностью, от которой есть польза.

Другое дело, что в каждой сфере могут быть разные уровни успеха. Можно долго и упорно трудиться, но не стать великим музыкантом или ученым — либо потому, что всё-таки не все в одинаковой степени одарены, либо потому, что и здесь Б-г решает, кому какая достанется роль.

Таким образом, после смерти вполне может оказаться, что человек должен был при жизни стать кем-то — необязательно миллионером, возможно, и успешным профессионалом в той сфере, где заработки невелики, — но не стал им потому, что недостаточно трудился. Ведь если лежать целый день на диване, то никем не станешь. Не сделаешь ничего в жизни, а она дана нам именно для труда.

Более того, даже если каким-то образом человек стал миллионером, лежа на диване, — например, наследство привалило, — и даже если он этими деньгами кому-то помог, всё равно Б-г с него взыщет потому, что, лежа на диване, тот явно недостаточно трудился. Деньги-то дал, но это не заняло у него всё время, мог бы и еще что-то полезное сделать.

Например, если бы поленился Чайковский, Б-г бы его спросил: где твоя Шестая симфония? Даже если бы были другие пять — должен был и ее написать, она по-своему уникальна. И, разумеется, с человека, который мог бы больше постичь в Торе, тем более, если он мог написать об этом книги, спросят: где они?

Так что в этом плане главный вопрос, который должен нас беспокоить — не достаточно ли мы зарабатываем именно денег, а достаточно ли трудимся вообще. Деньги могут быть или не быть, но у каждого, определенно, есть свое предназначение, которое он должен выполнить, роль, которую он должен сыграть. И если окажется, что была роль, которую он не сыграл или сыграл не до конца, с него действительно спросят.

Поэтому постараемся раскрыть и задействовать в полной мере все способности, которыми наделил нас Б-г. Использовать все возможности, которые Он нам дал, каждую секунду, которая в нашем распоряжении, и принести миру как можно больше пользы.

В этом и желаю всем нам успеха.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его