Темы: Мудрец, Мудрость, Шломо, Депрессия, Болезни, Цари Израиля, Коэлет
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемый Рав! Слышала лекцию, в которой видный ученый утверждает, что мудрейшие книги царя Шломо — результат старения его мозга, результат отмирания функции любопытства. Разрушение нейронных связей — причина, по которой старцам всё понятно в этом мире. И причина, по которой к старости жизнь воспринимается более печально.
Как к этому относиться? С одной стороны — такое объяснение совершенно логично. С другой стороны — в чём же смысл учиться у мудрых старцев? Одно дело, если бы на основе здания мудрости старцев следующие поколения возводили свои более совершенные здания мудрости. Но мы видим, что поколения, наоборот, мельчают. Значит ли это, что мы выучиваем печальность наших мудрых старцев и никак не продвигаемся к постижению их знаний о мире и Творце?
Если последнее верно, существует ли путь познавать Б-га, мудреть, не заражаясь печалью и статичностью («ну, тут всё понятно»)? Благодарю за ответ. Сара
Здравствуйте, Сара!
Хотя вопрос задан в целом о «мудрейших книгах царя Шломо», подозреваю, что на самом деле относится он лишь к одной из них — книге Коэлет (Экклезиаст). В ней царь говорит как человек, уже все испробовавший в жизни и убедившийся, что всё это «суета сует», «нет ничего нового под солнцем» и т.д.
Все, что он пишет в таком духе, следует изучать и объяснять, как и остальные части Танаха, тоже далеко не всегда понятные на первый взгляд.
Но в любом случае то, что говорит о царе Шломо упомянутый Вами «видный ученый» — непонятно от слова совсем. Так, он утверждает, что у царя была болезнь Альцгеймера. Откуда он взял такое? Быть может, так он решил интерпретировать тот факт, что некоторые слова и выражения в книге многократно повторяются. Значит, Шломо «забывал», что уже сказал это? Тоже мне толкователь… При желании практически любые слова любого человека можно истолковать как признак болезни, безумия, злодейства или еще какой угодно «проблемы», под которую «объективный» интерпретатор решит подогнать их.
А об «объективности» этого человека, будь он тысячу раз ученый, свидетельствует его же собственный комментарий к его ролику (!) о конкретном утверждении Коэлета (1:18): «Умножая мудрость, умножаешь горечь». Мол, «тот, кому в голову могла прийти такая мысль, просто не очень хорошо понимал, вероятно, что такое мудрость».
Есть в Талмуде (Кидушин 70а) выражение, которое настолько вошло в обиход, что, в разных версиях употребляется теперь всеми, от детей в садике до президентов: «кто обзывается, тот сам так называется». И вот, по-моему, яркий пример. Уж конкретно это изречение о мудрости и горечи не так сложно понять, и в народе есть поговорка, отражающая то же явление, пусть только отчасти и по-простому: «Меньше знаешь — крепче спишь». Но «видный ученый» тоном знатока утверждает, что Шломо просто не понимал, что такое мудрость. Нет уж, по-моему, если и можно о ком-то так сказать, то именно об этом самом «ученом».
И создается впечатление, что так он просто решил самоутвердиться: встает в позу и объявляет, что царь Шломо, известный своей мудростью, — на самом деле не мудрец. Читай: а настоящий мудрец — я, «разоблачивший» его. Ай, Моська, знать она сильна…
Так что относиться серьезно к утверждениям этого «видного ученого», по крайней мере, в отношении царя Шломо, явно не стоит.
А стоит, прежде всего, обратить внимание на то, что Шломо написал не одну книгу Коэлет, в зрелом возрасте, но и, например, Песнь Песней (Шир а-Ширим), в молодости. Это очевидно: она вся пышет любовью и порывом.
И неслучайно мы читаем в синагогах Песнь Песней в Песах, а Коэлет в Суккот. Ведь Песах — это праздник весны, пробуждения и молодости, Исхода из Египта, начала пути. А Суккот — это праздник осени, завершения сезона, сбора урожая и подведения итогов, зрелости. Если в Песах всё надо делать быстро — печь мацу, выходить из Египта, и само слово «Песах» означает «скачок», то главная заповедь Суккота — сидеть в Сукке. Даже если при этом ничего не делать!
То есть наша жизнь циклична, и есть в ней разные этапы и состояния. Есть молодость и зрелость каждого человека, а есть периоды «молодости» и «зрелости», которые могут чередоваться, как, например, времена года, и человеку следует чувствовать каждый период и правильно его использовать. Например, утро — еще один эквивалент «молодости», в суточном цикле — обычно время для новых начинаний, а вечер — «зрелость» — для завершения той или иной работы, а не наоборот.
Иными словами, даже если в Коэлете и можно прочесть некоторую «усталость» от жизни и отношение к ней как к «суете сует», это следует воспринимать в совокупности с другими книгами царя Шломо: вместе они учат, что у человека в жизни бывают разные этапы и состояния. У каждого состояния свое место и время, когда легитимно действовать в его духе, но помнить, что бывает — и еще придет — и другое состояние.
Утром и на других этапах и фазах «молодости» можно чем-то увлекаться, во что-то «влюбляться», с жаром приниматься за какое-то дело, но не слишком терять голову — помнить, что потом еще может последовать охлаждение, и эта деятельность покажется «суетой сует».
А вечером и на других этапах «зрелости» можно и фактически остыть от чего-то, почувствовать усталость и оставить. Только при этом помнить, что вся жизнь и деятельность вовсе не обязательно напрасна вообще, бывают и этапы молодости и увлечения. Но в данный момент можно действительно испытать и пресыщение, и охлаждение.
Разумеется, это лишь один из возможных уроков книги Коэлет. Как и все части Торы, она требует полноценного изучения, что выходит за рамки данной статьи.
О том же, что касается восприятия мудрости старцев следующими поколениями, которые мельчают, можно сказать, что человечество устроено как дерево — большое «семейное древо», начавшееся с Адама, которое растет от корней и ствола к веткам. Более ранние поколения — в большей степени «ствол»: малочисленные, но мощные. Более поздние — «ветви», многочисленные, но тонкие и хрупкие. Отсюда и знакомое всем чувство измельчания.
Если это так, то можно сказать, что у старцев мы перенимаем их опыт — «итог» предыдущего развития «дерева». Ибо по отношению к нам они являются его «стволами» или более мощными «ветвями», а мы — дальнейшие «побеги». Поэтому мы принимаем у них опыт и ясность того, что уже «выросло» и построено — «эстафетную палочку» — а далее растим и развиваем уже свои ветви, более мелкие, но тонкие, со своими прелестями.
Ведь у каждого поколения своя роль, своя эпоха и свои испытания. Каждая эпоха — отчасти результат предыдущей, вытекает из нее, а отчасти — что-то новое, другое. Вот и идти по ней надо так: базируясь на опыте предыдущих поколений, на итоге их действий, продолжать их традицию в условиях новой эпохи, с ее проблемами и вызовами, правильно их определяя.
Чем мы и пытаемся здесь заниматься.
С уважением, Меир Мучник
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Глава последовательно повествует о судьях, царе, духовенстве, колдунах, пророках, нескольких уголовных и гражданских законах и в конце — о войне
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Бенцион Зильбер
Какую молитву надо читать за выздоровление, человек очень болен. Нужны слова.
Рав Меир Мучник
Единственный стимулятор чего-то интересного в моей жизни — это работа...
Рав Бенцион Зильбер
Ведь это же радостный праздник?
Рав Реувен Куклин
Притчи Шломо были получены им непосредственно от Б-га?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Исполнение заповеди отсрочено
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Ита Минкина
Рав Носон Шерман,
из цикла «Коэлет: Вечность и суета»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его