Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Почему вы, харедим, не преподаете светские предметы в школе, а только Тору? Ведь растите детей, неподготовленных к жизни в этом мире!
Поднимите руку те, кто помнит, что он учил в школе.
А теперь - те, кто в жизни, в профессиональной деятельности использует знания, полученные в школе.
То-то…
А если кто и помнит, то явно прослушал сказанное ему в ВУЗе: «Забудьте все, чему вас учили в школе».
Другими словами, вопрос надо ставить так - и для всех: зачем вообще преподавать что-либо в школе, если в жизни все равно бо́льшая часть изученного забывается и не используется?
(Науки могут быть интересны - это другой вопрос. Все в журнале интересно, и Тора, которую преподают у харедим, тоже. Более того, многие из тех, кто интересуется разными сферами знаний, получили бо́льшую их часть вовсе не из школы. Лично я, например, люблю историю и географию, но карты еще до школы познал, а по истории тоже в школе мало получил, зато потом в жизни много читал. А архитектуру, которую тоже люблю, ни в каких школах не преподают.)
Единственное что - математика пригодится. Но не вся, а арифметика. (Эээ, старомодным людям, которые еще считают на бумажке столбиком. Для продвинутых-то давно есть калькуляторы в телефонах.) Производные и интегралы, синусы и логарифмы - многое из этого интересно, но кто это помнит?
А арифметику, представьте себе, в религиозных школах очень даже преподают.
Ну а девочкам - даже историю с географией, и математику, со всеми уравнениями.
Однако мы отвлеклись от главного вопроса: зачем детям что-либо преподают в школе, если в жизни это едва пригодится?
Ответ представляется таким. Главная цель школы - не столько получить конкретные знания, сколько выработать дисциплину и привычку трудиться. Работать всерьез дети еще не могут. Но могут приучиться к строгому распорядку дня.
Утром надо вставать вовремя и выходить «на работу».
И там - трудиться в поте лица, со всей ответственностью: надо будет давать отчет. Отвечать у доски, писать контрольные работы, сдавать экзамены. Кто не работает, тот не «ест» - получает плохие оценки, выговоры начальства.
И только потом - сделал дело, гуляй смело.
Ну и все-таки тренируют мозги. Но в этом плане уже говорили, что изучение Талмуда - как математика: не только уравнения/законы, но и творчество, самостоятельность, поиск красивых решений.
Таким образом, важно не что ребенок учит в школе, а как. Какая там дисциплина, как приучают к труду, как спрашивают с детей, но без чрезмерной тирании. Как приучают детей к ответственности. И - как учат креативно мыслить. Именно этому учат в школе.
И в этом плане религиозные школы ничем не хуже других. Разумеется, те, в которых эффективно приучают к труду и к мышлению. Но это уже не зависит от того, какие именно предметы преподают.
Хорошо, если не в школе приобретать необходимые для жизни знания, то хотя бы в ВУЗе! А харедим вместо университетов и колледжей посылают молодых людей в ешивы, где они изучают только Тору. Допустим, некоторые станут раввинами, но не все же!
По поводу того, как и сколько производить раввинов - ниже. А пока - о самом факте, что в ВУЗе даются знания, необходимые для жизни. Так ли это?
Один мой близкий родственник недавно стал всерьез думать о смене места работы и попытался найти новую. И довольно быстро обнаружил: шансов мало, ибо в большинстве случаев требуется обладание хотя бы одним дипломом. И решил - как решают сегодня уже многие в обществе харедим - пойти-таки на курсы в университете, чтобы получить тот самый диплом. Учиться ведь никогда не поздно, тем более что сегодня в 40 многие ощущают себя, как в 20.
И наблюдаю я за его учебой, и вижу - ту же школу. Нагружают предметами и материалами, большинство которых не совсем понятно, как пригодится на большей части должностей, требующих наличие диплома. И если математика, статистика и т. п. еще выглядят чем-то «научным» и «дельным», то некоторые предметы об обществе, истории и т. д. создают впечатление, что включены в программу скорее ради пропитания профессоров, читающих по ним лекции. Может быть, есть там интересные знания и умные мысли - как любитель истории вполне допускаю - но у меня невольно появилась нехорошая мысль в отношении этих профессоров: паразиты…
И мой родственник, изнывающий под бременем всех этих лекций и стрессом перед экзаменами, в принципе согласился, что на практике мало что из этого пригодится на большинстве должностей - но что поделаешь, нужен диплом!
А когда я упомянул об этом маме, она сказала: а что ты думаешь, мы в советское время ради чего-то другого шли в ВУЗ? Нет, ради того же диплома. А то о самих полученных знаниях на работе новичкам скажут те же слова: «Забудьте все, чему вас учили в ВУЗе!» И устроят курс подготовки к конкретной должности. Типа того, что делает моя супруга на своей работе - преподает новичкам целый курс о том, как выполнять эту работу.
Поэтому, кстати, Галина Вишневская основала свой «Центр оперного пения» - обнаружила, что молодые люди, окончившие консерваторию, не готовы к самой работе в оперных театрах! Одно дело получить какой-то багаж знаний и диплом, а другое - быть подготовленными к работе на практике.
Кстати, а где готовят президентов и премьеров? Или депутатов парламента? И, наверное, столь многих других подобных. В основном - сама жизнь их готовит. Изначально просто подходят должности в принципе (и хорошо еще, если подходят), а там уже осваиваются на месте.
Так что давайте признаем: может быть, не стопроцентно, но в значительной мере в ВУЗы идут не за знаниями и навыками, а за бумажкой. Без которой ты букашка (или, в некоторых версиях, еще более сочная рифма).
Да, но в ешиву-то зачем? Там ведь даже этой бумажки не получишь.
В ешиву, как уже поясняли, идут, как в армию. Хотя формально получают отсрочку от физической армии, на практике ешива - это «армия харедим»: в нее призываются все ради того, чтобы внести свой вклад в оборону еврейского народа от опасности забыть Тору, на которой базируется вся его идентичность и само существование.
Как положено, в эту армию призываются молодые люди, у которых больше сил - то есть мозгов, они более свежие и способные вести «войну Торы» - изучение ее глубоких тем и дебаты о сложных вопросах.
И от этой армии почти нет отсрочек: призываются даже те, кто необязательно многого достигнет на этом поприще. Как в солдаты берут и тех, кто не сделает блестящей военной карьеры, и не станет генералом.
А обретение профессии - возможно, но уже потом, сначала надо отслужить. И не один-два года. а больше. Таков долг перед родиной.
От которого нельзя уклоняться.
Наконец, к вопросу о том, все ли станут раввинами. А то, может быть, все-таки пусть идет учиться только горстка гениев, самых способных, а остальные пойдут получать другие специальности?
Хороший на самом деле вопрос. Только он на самом деле гораздо более широкий. И если уж браться, то как следует.
Поэтому позвольте предложить: давайте закроем большинство музыкальных школ. Как «почему»? Потому что - разве все, кто туда идет, становятся музыкантами? Сколько их уже, известных талантливых пианистов, скрипачей, певцов, дирижеров? Совсем немного по сравнению с тем числом детей, которые идут в музыкальные школы. Зачем же тратить время всем, кто не станет музыкантами? Пусть идут лишь те, кто проявил выдающиеся музыкальные способности и у кого есть реальные перспективы, а остальные - извините, выберите то поприще, на котором принесете больше пользы.
Далее: закрыть большинство спортивных школ. Тут еще проще. Если великих музыкантов, в принципе, может быть много, чемпион в каждом соревновании по определению только один. Какая доля тренирующихся в каждом виде спорта станет не просто хорошими спортсменами, но чемпионами? Мизерная, единицы. Особенно олимпийскими чемпионами - олимпиады же только раз в 4 года проводятся. И если натренировали, например, в фигурном катании, слишком много звезд, где на всех медали найти? Получается только хуже: даже воистину способные спортсмены, из которых получается тренировать потенциальных чемпионов, не становятся ими, или становятся на гораздо меньшие сроки; не успели побыть, как уже следующая плеяда на пятки наступает, и в совсем молодом возрасте списывают, как пенсионеров каких-то. Надломленная психика, да и искалеченные травмами тела.
Ну и физику, и химию, вместе с биологией и историей, зачем учить всем? Уж по этим предметам кто, кроме профессионалов, помнит то, что ему преподали в школе? Тем более реально использует эти знания в жизни. И зачем тратили время, учили все это?
Но уже слышу, как мне страстно и убедительно доказывают: ничего ты не понимаешь! Самые высокие и величественные горные вершины встречаются не сами по себе, а в целых горных хребтах и системах. Эверест - в Гималаях, Эльбрус и Казбек - на Кавказе, Монблан и Маттерхорн - в Альпах.
Вот и великие музыканты появляются не сами по себе, а вырастают в обществе, где это занятие почетно и модно. Где к нему с раннего возраста культивируют уважение и интерес. Где ставят в пример тех, кто добился выдающихся успехов. Тогда способные и амбициозные люди направляют свои усилия именно в этом направлении, хотят, чтобы они или их дети стали бы такими же, как те звезды. Вот и идут массово в музыкальные школы, чтобы не упустить возможность, если есть хотя бы доля шанса на успех. И вкалывают, стараясь добиться того самого успеха. Также, массовость рождает конкуренцию, а это еще больше стимулирует прогресс, заставляет каждого вкалывать по максимуму. И тогда есть реальный шанс, что кто-то станет великим.
Поэтому, если посмотреть, например, на эпоху написания классической музыки - в основном 18-19 век - то увидим: число великих композиторов не так уж велико, всего несколько десятков имен. Но они жили в среде, где музыкой увлекались повсеместно, где это ценилось, было модно и почетно. Где каждый дурак хотел стать великим музыкантом или хотя бы получать уроки от такового. Как-то ассоциироваться с искусством, потому что это свято - и круто.
Ну, или поэтом. По той же причине. Потому что само слово «поэзия» или в целом «культура» произносится с придыханием, закатыванием глаз и вознесением рук в небо. Потому что поэт или музыкант - это святой служитель «музы», «пророк».
И чемпионов можно по-настоящему воспитать тогда, когда тем видом спорта интересуются все. Когда каждый, у кого есть хоть какой-то шанс, пытается пойти по этой тропе - а вдруг получится? Тогда у кого-нибудь да получится. И будет достаточно кадров, из которых можно будет выбирать лучших, а затем - лучших из лучших. Как говорят, запасная скамья.
И чемпионы мира по шахматам были в большинстве советские потому, что вся страна увлекалась шахматами.
Вот и для того, чтобы воспитать великих раввинов и мудрецов Торы, надо сделать ее изучение модным и массовым, и давать шанс каждому еврею. И само слово «Тора» произносить с придыханием, как и слова бахур ешива (учащийся ешивы), рош ешива (глава ешивы), гадоль а-дор (духовный лидер поколения) и т. д. Только тогда и получится та горстка гениев, важность существования которой все признают. Так говорит сама Тора (Коэлет 7:28): «Мужа одного из тысячи нашел я». И мудрецы толкуют (Мидраш Коэлет Раба 7:49): так устроен свет, тысяча учеников приступают к Писанию, из них только сотня переходит к Мишне, а из них только десять к Талмуду, а из них только один становится раввином.
Но позвольте, спросят меня: ведь раньше такого не было! До войны, например, в ешиву шли, ну, не горстка гениев, но явно меньшинство, только реально способные. А большинство училось ремеслу и рано начинало работать. А теперь?
А теперь - действительно другое время. Во всех упомянутых нами сферах.
В эпоху написания классики музыка была повальным увлечением - в элите, тонкой прослойке общества. Во дворянстве, а потом и интеллигенции. Основная же масса населения даже читать не умела, это были крестьяне или, в лучшем случае, торговцы.
То есть, в прошлом был мир контрастов. Горные хребты и высочайшие вершины - возвышающиеся над глубокими и широкими долинами. С одной стороны - Пушкины, Моцарты, Ньютоны, с другой - неграмотные массы.
Теперь же произошла демократизация - но и уравниловка. Это две стороны одной медали. Дно долин подняли - научили всех грамоте, дали шанс развиваться и дальше. Но хребты и вершины уже не такие высокие. Культура, которая раньше была утонченной, теперь стала массовой, со всеми вытекающими. И пейзаж уже похож скорее на плоскогорье средней высоты.
Вот и имеем другие преимущества и недостатки. «Пустая половина стакана» - и ученые, и музыканты уже не те. Нет Чайковских и Эйнштейнов. «Полная половина» - много тех, кто занимается наукой и культурой. И доступ открыт для всех. И это поощряется, и считается желательным.
Вот и мир Торы изменился подобным образом. Таков, значит, дух времени.
И еще одно произошло изменение, общее для всех - специализация. Теперь становятся не просто физиками или химиками, а специализируются в одной из ветвей той или иной дисциплины, и ее познают глубоко, но другие ветви даже той же науки - гораздо слабее. Задай им вопрос по ним - скажут, в этом я не специалист, спросите того-то.
И в мире Торы в прошлом были великие мудрецы, знающие все ее разделы. Но сегодня - одни больше специализируются по глубокому анализу Талмуда, другие - по практическим законам, знают их свод Шульхан Арух, третьи - по вопросам веры и мировоззрения и т. д.. Да и в каждой из этих отраслей много разных сфер законов, в которой происходит дальнейшая специализация. Если раньше великие раввины выпускали комментарии ко всему Талмуду или Шульхан Аруху, то сегодня часто видим книги, посвященные одной из тем, и исследующие ее досконально.
Возможно, это часть закономерности, проявляющейся и в других формах: человечество подобно дереву. Раньше были немногочисленные, но мощные стволы, а теперь множество веток, но более тонких. Стволы центральные и всеобъемлющие, а ветви расходятся от них, каждая в свою сторону, и развивают каждая свою часть кроны тонкостей. Значит, раньше была «эпоха стволов», а теперь «эпоха ветвей», что в науке и культуре, что в Торе. Как сказано, таков дух времени.
А также таков, получается, ответ на вопрос: почему вы живете, как двести лет назад, а то и в средневековье? Нет, если бы мы жили по-старому, тогда действительно в ешиву шли бы только избранные и становились универсалами, знатоками всей Торы, а остальные учились бы ремеслу. Но поскольку мы живем в современности, в 21 веке, то идем в ногу со временем и посылаем учиться в ешиву всех, чтобы дать шанс каждому найти свой удел и специализацию.
А то еще отстанем.
Наконец, «не получив образования», эти харедим, тем не менее, похоже, умудряются занять довольно важные места аж в правительстве. И уже неоднократно слышал я недоуменное:
Например, долгое время находился во главе министерства здравоохранения рав Яаков Лицман. А теперь он же - во главе министерства строительства. А что он во всех этих делах понимает? Он раввин - значит, только в Торе понимает. Вот ее пускай и преподает. А в министерства зачем лезет?
Справедливый вопрос.
Вот только ларчик просто открывался. Как и в других случаях, дело в элементарном недопонимании между обществами, говорящими «на разных языках».
Когда светский человек слышит слово «рав», он думает, что речь о раввине. Ведь такой простой смысл этого слова, не так ли?
Нет, это только один из смыслов. И даже в этом смысле слово «рав» означает скорее «наставник». То есть, даже если у него нет формального звания раввина, и он не получил смиху. И таких много.
Но более того. В оригинале это слово означает даже не «наставник», а «господин», сановник. Просто кто-то важный. И в сегодняшнем еврейском религиозном обществе этим словом называют уважительно любого взрослого человека - именно так, как на других языках говорят «господин».
Вот и все. «Рав Яаков Лицман» - это просто «господин Яаков Лицман». Который по профессии - политик. Возглавляет уже сколько лет партию «Яадут а-Тора», является депутатом Кнессета и делает все то, что делают депутаты и главы партий: участвует в дебатах и политической борьбе, а когда предоставляется возможность, занимает министерские посты.
Но все-таки, разве и это хорошо? Разве не прав новоиспеченный борец против засилья харедим Авигдор Либерман, когда говорит: надо назначать «правительство профессионалов, а не партийных функционеров, получающих свои посты в результате коалиционных торгов»?
Абсолютно прав.
И вот что он пишет в своей программе на ближайшие выборы: «Управление министерством финансов – задача, которая мне по плечу. Я был министром обороны, иностранных дел, транспорта и национальных инфраструктур. Я считаю, что как никто другой подхожу на должность следующего министра финансов Государства Израиль».
Простите, у меня все в порядке с очками? «Я был министром обороны». Значит, профессиональный военный. Военную академию, наверное, закончил. «…Министром иностранных дел» - Ах, еще и профессиональный дипломат? Кончил МГИМО или какой-то эквивалент? «… Транспорта». И специалист по транспорту тоже?! Ух ты!
«Я считаю, что как никто другой подхожу на должность следующего министра финансов Государства Израиль».
Извините, почему? Потому что был министром обороны и иностранных дел? Но что военный, дипломат и транспортник (ну, хотя бы не раввин) - будет делать в министерстве финансов?
Объясните мне, пожалуйста. Я не понимаю.
Теги: Ешива, Политика, Ортодоксальные евреи, Актуалия, образование, единство еврейского народа, государство Израиль, Работа, Харедим, Взаимопонимание