Что делать, если я не могу попросить прощения у людей, которые несправедливо считают меня виноватой? И не могу простить тех, кто не считает виноватым себя и не просит прощения у меня? N.
Шалом, N.!
По букве закона Вы не обязаны просить прощения у того, кто безосновательно считает Вас виноватой. Однако великий Гилель[i] в «Пиркей Авот»[ii] (1:12) говорит: «Будь в числе учеников Аарона: любящим мир и стремящимся к миру…» Вряд ли отношения с обиженным человеком могут быть нормальными, даже если его обида безосновательна…
На первый взгляд для того, чтобы наладить отношения, не обязательно просить прощения. Рамбам[iii] пишет, что один из лучших способов устранить обиды — это прямой разговор с обидчиком. Он говорит о человеке, которого обидели (то, о чем Ваш второй вопрос), но этот принцип применим и в первой ситуации. Если Вы в сдержанной форме обращаетесь к человеку и объясняете ему, что именно Вас обидело или не устраивает в ваших с ним отношениях, такой разговор может многое прояснить и исправить. Важно, чтобы это была спокойная беседа в подходящее время (не в час гнева)
Если, несмотря на Ваши усилия, человек продолжает отрицать свою вину (вторая ситуация) и не готов примириться (первая ситуация), то Вы можете быть спокойны, поскольку сделали всё, что от Вас зависело.
Есть более высокий уровень. Тора от нас не требует действовать на этом уровне, однако стоит к нему стремиться. Талмуд говорит: всякий, кто переступает через свое «не хочу» в отношениях с людьми, заслуживает особое благоволение Творца и прощение грехов. Творец поступает с нами так же, как мы поступаем с другими. Есть много рассказов и в древних источниках, и в современных о том, как тот, кто пошел на уступки, оказался, в конце концов, «победителем».
Действительно, очень сложно просить прощения, не будучи виноватым, и, тем более, прощать обидчиков, да и нет такой обязанности. Но если человек способен на такой шаг, это будет только на пользу.
Упомяну лишь одну историю, приведенную в Книге Зоар[iv]. Раби Аба недалеко от ворот города Лод наблюдал следующую картину. Усталый путник решил отдохнуть на небольшом выступе на склоне горы. Как только он заснул, выползла змея и устремилась к нему, однако укусить не успела. Откуда ни возьмись, появился некий грызун и убил змею. Прошло время, путник проснулся, встал и продолжил путь… Как только он ушел, выступ, на котором он до этого спал, рухнул в пропасть. Раби Аба был так поражен двойным чудом, что решил догнать путника и поинтересоваться: что собой представляет этот человек, если для него совершаются такие чудеса? Оказалось, что тот на протяжении всей своей жизни старался не обижаться, а если всё-таки происходили какие-то ссоры или недопонимания, он стремился уладить всё на месте. В тех случаях, когда он по каким-то причинам не мог этого сделать, он не ложился спать, пока не простит в сердце своего обидчика…
С уважением, Элияу Левин
[i] Гилель (3648-3768 / 112 до н. э. - 8 н. э., Вавилон — Эрец-Исраэль) — один из величайших еврейских мудрецов всех поколений. Был главой Санхедрина в течение 40 лет.
[ii] «Пиркей Авот» — последний из девяти трактатов четвертого раздела Мишны, раздела Незикин («Ущербы»). Представляет собой сборник изречений танаев — мудрецов Мишны, живших между 3 веком до н. э. и 3 веком н. э.
[iii] Раби Моше бар-Маймон, Маймонид (4895-4965/1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.
[iv] Сефер А-Зоар (или «Зогар») — «Книга Зоар» (Сияния)», центральный труд Каббалы, скрытого учения иудаизма. Согласно еврейской Традиции, большая часть книги составлена великим мудрецом периода Мишны раби Шимоном бар-Йохаем (2 в. н. э.).
Рав Бенцион Зильбер
Простить несправедливую обиду или требовать извинения?
Мирьям Климовская
Семейные скандалы происходят нередко. Следуя несложным правилам, можно взять себя в руки и перестать решать проблемы при помощи крика.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Хана Лернер
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
С того самого дня как Тора стала наследием еврейского народа, существует ее разделение на две части: открытую Тору, доступную каждому еврею и кабалу - скрытую, тайную Тору
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Яков Доктор
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Законы раскаяния»
Предписывающая заповедь: грешник должен прекратить грешить, вернуться к Всевышнему и исповедаться в своем грехе.
Рав Исроэль-Меир Лау
«Не было таких праздников у Израиля, как Пятнадцатое ава и Йом-Кипур»
Рав Бенцион Зильбер
Можно ли как-то избежать страданий?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Книга нашего наследия
Рав Овадья Климовский
Величественней прислуживание Торе, чем ее изучение?
Рав Эльяким Залкинд
Как такое возможно — еврею быть без союза с Б-гом?
Рав Меир Мучник
И если у него было более еврейское имя, почему Всевышний к нему обращается «Моше, Моше»?
Рав Нахум Шатхин
Почему Всевышний скрыл от Ифтаха закон о жертвоприношениях?
Рав Натан Агрес
Рав Овадья Климовский
Блудница или владелица постоялого двора?
Рав Овадья Климовский
О чём Яабец просил Того, Кому принадлежит мудрость?
Рав Реувен Куклин
Что означает слово бин?
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Яков Гельфман
Ведь это значит, что он осознавал опасность и знал, что изменение имени может помочь...
Рав Реувен Куклин
Это больше напоминает мусульманское имя…
Рав Овадья Климовский
Кто сделал больше, тот не сделал ничего?