Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Бехукотай. Шабат перед Лаг ба оймер

Отложить Отложено

Каждый, изучающий Талмуд, безусловно, слышал о знаменитых рассказах Раба бар бар Ханы в Трактате Баба Батра. Это истории о путешествиях, которые в форме фантастического рассказа передают нам величайшие тайны. Существует несколько комментариев, объясняющих, что данная история хотела нам открыть.

В книге «Тикуней Зоар» в предисловии тоже есть упоминание о Рабе бар бар Хане и его рассказах из трактата Баба Батра. И есть ещё несколько мест в Зоаре, которые цитируют Талмуд. Это вызывает вопрос, как авторы Зоара могли знать о том, что будет написано в Талмуде, который будет составлен на несколько столетий позже? Этот вопрос даёт основание гаону рабби Якову Эмдену Явицу זצק''ל сказать, что эти места являются поздней вставкой в Зоар, попали туда в результате ошибки переписчиков, и из текста их следует исключить.

Но Бен Иш Хай זצק''ל в своём комментарии на «Тикуней Зоар» «Бенайу» спорит с ним. Ссылаясь на рабби Хаима Виталя זצק''ל זי''ע, он говорит, что рабби Шимон и его ученики, члены святого братства, обладали руах акойдеш. Поэтому задолго до написания Талмуда они уже знали всё его содержание, а также знали имена мудреца, который эти истории в будущем расскажет и даже название Трактата, в котором они будут находиться!

То же говорит и «Меор Эйнаим». Как известно, в Первый день Творения был создан особый свет, с помощью которого можно видеть весь мир во всех его проекциях от края до края. Всевышний не хотел, чтобы этим светом пользовались злодеи, поэтому Он скрыл его в святой Торе. Тот, кто учит Тору «лешма», в чистоте и святости, способен проникнуть в саму её суть, прикоснуться к её душе. Он соединяется с этим первозданным светом, скрытым за её буквами, и тогда ему дано видеть вещи, скрытые от остальных.

«Меор Эйнаим» рассказывает, что святой Баал Шем Тов, когда ему нужно было узнать что-то из происходящего в мире, открывал Зоар и начинал с жаром его учить вслух. Через некоторое время он мог точно указать, что происходит в определённом месте и где находится тот или иной человек. И другим цадиким открывался этот свет, когда они учили ту или иную книгу: Талмуд, Зоар, Теилим, Хумаш — — каждому согласно природе его души. То же самое можно сказать и про Рашби и его святых учеников. В этом также объяснение того, как Моше Рабейну мог видеть рабби Акиву, объясняющего смысл корон над буквами Торы, ведь тот жил намного поколений позже.

Можно задать вопрос, в чём же заслуга того или иного мудреца, если вся его Тора была известна заранее, ещё до его рождения? Ответ состоит в том, что задача мудреца и праведника быть достойным открыть данную Тору, спустить её в наш мир, чтобы она стала доступной всем, и каждый изучающий мог освятиться с её помощью, стать совершеннее и ближе к Б-гу. Рабби Шимон бар Йохай, святой Рашби, не был единственным изучающим Кабалу. И его учитель рабби Акива, и учителя рабби Акивы рабби Элиезер и рабби Иошуа, и их учитель рабан Йоханан бен Закай, и товарищи Рашби рабби Меир, рабби Иеуда, рабби Йоси были знатоками тайного знания, Маасе Берейшит и Маасе Меркава. Но только Рашби оказался достоин, чтобы тайны Кабалы, святой Зоар был передан через него. Именно он оказался тем каналом, через который Всевышний согласился открыть это знание нам. Об этом говорит Зоар неоднократно: услышав драшу рабби Шимона, его товарищи восклицают: «Да! Ты, рабби Шимон, достоин объяснять и открывать это!». Тора предшествует сотворению мира. В духовных мирах, в первоисточнике, она ждала своего открытия. Святые цадиким: Авраам, Ицхак и Яков, Моше Рабейну, Рашби, Аризаль и другие — — удостаивались открыть и спустить для нас в наш мир определённые её части. Так мы получаем всё новые мосты, соединяющие и объединяющие для нас Небеса и землю! Например, Баал Шем Тов задаёт вопрос, зачем Всевышний позволил, чтобы Лаван погнался за Яковом и настиг его, ведь Он Сам позвал Якова домой, и их встреча была, на первый взгляд, бесполезной? Ответ: за годы жизни у Лавана, в Харане, Яков сумел освободить из его клипы для нас много Торы. Но какая-то её часть всё равно оставалась ещё в плену. Лаван сам «принёс» её Якову «в подарок», погнавшись за ним. Она находится в тех псуким, которые об этом рассказывают.

Лаг ба оймер, «илула», — — праздник Рашби. Человек может подумать, какая связь может быть у меня с таким гигантом. Вот, что говорит об этом святая книга «Бейс Аарон» рабби Аарона из Карлина זצק''ל זי''ע: «У каждого, у кого есть вера, есть своя доля в Рашби. Подобно тому, как Всевышний для всех, так и Рашби для всех». Рабби Шимон — это нешама колелет, души каждого из нас имеют к нему отношение. Если мы будем радоваться его радости в этот день, поедем в Мирон, зажжём костры в его честь и в честь его Торы, будем учить его Тору, мы укрепим нашу связь с ним. Тогда обязательно с его помощью мы от Небес что-то получим: веру, радость мицвы, чистоту, любовь к Б-гу, тягу к Торе. Много молитв будет принято в этот святой день — — Лаг баоймер.

«Если по законам Моше будете ходить» — — Раши доказывает, что смысл этих слов в понятии трудиться над Торой. Немалая часть знаменитых 42 объяснений Ор Ахаима на эту фразу посвящена объяснению с разных сторон, почему изучение Торы называется здесь «ходьбой по законам». Эта глава рассказывает о благословениях за соблюдение и проклятиях за предательство Союза с Б-гом. Раши объясняет, что речь идёт о цепочке из семи преступлений, одно из них тянет другое, до тех пор, пока не происходит предательство. Не учил, как следует, и как следствие, исполнял кое — как. В результате ненавидел и презирал тех, кто соблюдает лучше. После этого — — ненависть к мудрецам Торы, которые упрекают, учат, то есть «мешают нормально жить». Потом человек переходит к активным действиям: мешает исполнять другим. Затем в пылу спора отрицает уже сами заповеди: это не нужно, и это не обязательно, это устарело. Со временем всё больше. В конце концов, он начинает отрицать главное. Каждый из нас без труда может увидеть всю эту цепочку в окружающей нас действительности. Всё начинается с работы над Торой. Над Торой нужно именно работать, прикладывать усилия к ее изучению. Это секрет удачи и успеха!

Из рассказов о праведниках

Через день после Лаг ба оймер, 20 Ияра, юрцайт рабби Мордехая Магида из Чернобыля זצק''ל זי''ע. Сын рабби Менахема Нухема, автора «Меор Эйнаим». В свое время играл на Украине туже роль, что рабби Элимелех из Лиженска זצק''ל זי''ע в Польше и Галиции, то есть был Ребе для других ребе. Многие его ученики становились Ребе, имея тысячи хасидов. Рабби Мордехай много разъезжал, стараясь попасть в каждое еврейское место, возвращая сердца евреев к тшуве, принимал их, благословлял, лечил и спасал. Этот образ жизни он унаследовал от своего отца и передал всем своим потомкам, которые тоже много ездили. Автор книги «Ликутей Тора», Магид из Чернобыля похоронен в маленьком местечке Анатовка под Киевом.

Однажды Чернобыльский Магид приехал в город, раввин которого рав Меир не принадлежал к числу хасидов. Он не верил многочисленным чудесным историям, которые рассказывали про Магида, и поэтому решил воспользоваться приездом рабби, чтобы проверить всё самому. Помолившись Минху, он пришёл к дому, где остановился Магид, но его не было дома. На улице ждала целая толпа. Рав Меир спросил хозяина дома, где комната Магида, проник туда и спрятался в шкафу. Вскоре появился Магид, дверь закрылась, и Магид начал молиться Минху. После молитвы рав Меир услышал в комнате какие-то разговоры и странные голоса. Он очень удивился, так как ясно видел из шкафа, что дверь закрыта, и никто не входил. «Иди с миром, теперь и у тебя будет покой», — услышал он голос Магида. С Магидом говорили какие-то странные голоса, дверь была по-прежнему закрыта, и рав Меир понял, что это души умерших, которые пришли просить свой тикун. «Для того, чтобы я мог тебе помочь, между нами должна быть какая-то связь, ты должен иметь ко мне отношение», — услышал он. Связь не находилась. «Ты, может быть, давал мне при жизни какие-то деньги?» Услышав отрицательный ответ, Магид сказал, что не может тут помочь. Душа заплакала: «Ребе, пожалейте меня, мне так плохо, не прогоняйте меня, ведь я попал сюда с таким трудом!» «Но если ты со мной никак не связан, мои слова не будут иметь силы, и тебе не помогут, нужно найти связь. Знаешь что, пойди на местное кладбище к душе такого-то. Он при жизни был ко мне привязан, пусть пожертвует для тебя заслугой гроша из тех денег, что он подарил мне». Душа закричала, что вдруг тот откажется и не даст. «Тогда возьми раввина этого города, который стоит тут в шкафу, и пусть пойдёт вместе с тобой попросить». Сгорая от стыда, рав Меир вышел из шкафа. На улице уже было темно, и он побоялся идти ночью вместе с душой на кладбище. После переговоров и просьб душа, в конце концов, пошла сама передать просьбу Магида пожертвовать этим грошем с обещанием, что из доли хозяина ничего от этого не убудет.

Везде, куда приезжал Магид, собирались толпы народу, и была большая давка. Как-то спросили Магида, если такая давка сейчас, что же будет твориться, когда придёт Мошиах? «Когда придёт Мошиах, всё будет спокойно и давки не будет, — — ответил он. — Давка происходит от того, что каждый пытается занять место другого. А с приходом Мошиаха каждый будет знать своё место!»

Агит Шабос, Яков Доктор.

Теги: Недельная глава, хасидские истории, Лаг баоймер