Темы: Христианство, Ислам, Идолопоклонство, Ишмаэль, Эсав, Путешествия
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! За последний год ОАЭ, как и ряд других арабских стран, пошли на нормализацию отношений с Израилем, были заключены «Соглашения Авраама». И огромное количество евреев, в том числе и религиозных, поехало в Дубай. Кто еще не побывал, планирует в будущем. Но ведь со стороны евреев исторически было очень много критики в адрес мусульман — и даже сравнения с необузданными животными. Откуда же вдруг теперь такая готовность и желание посетить Эмираты? N.
Здравствуйте, N.!
Тему, которую Вы затронули, действительно не помешает прояснить.
О том, что «со стороны евреев было много критики» в адрес ислама: если говорить о Торе и построенной на ней раввинской литературе, в ней Ишмаэль (а позже ислам) никак не представлен хуже, чем любые другие народы и их религии.
Уж если на то пошло, скорее, Эйсав фигурирует как символ зла и враждебности, которая может исходить от других народов. А Ишмаэль, если и может в этом участвовать, то, скорее, на пару с тем же Эйсавом, отколовшись, как и он, от линии праотцев.
Например, Раши[i] (Берешит 33:4) приводит слова мудрецов: «Таков закон [мироздания]: Эйсав ненавидит Яакова». Но нет «закона», что Ишмаэль ненавидит Ицхака. Наоборот, об Ишмаэле написано, что, в конечном счете, он раскаялся и признал первенство Ицхака (там же 25:9, и см. комментарии) — в отличие от Эйсава.
И когда идет речь о Четырех царствах, изгнавших евреев (см. Даниэль 7:3-18 и комментарии), больше подчеркивается вредоносность и враждебность последних двух — Греции и Рима, цивилизацию которого еврейская Традиция возводит к Эйсаву. Оба эти царства — западные (в отличие от первых двух — вавилонского и персидского). Главные праздники спасения от врагов в изгнании — Ханука, спасение от греков, и Пурим — спасение в Персии, но от Амана, потомка Амалека и Эйсава.
И, как пишет Рамбам[ii], религия Ишмаэля, пусть это и не наш путь, формально не считается идолопоклонством, так как мусульмане верят в единого Б-га (в отличие от христианства с его «Троицей»).
Впрочем, он же пишет, что даже христианство, а тем более — ислам принесли миру пользу в том плане, что, ответвившись от иудаизма, пусть с некоторыми искажениями, привили большей части человечества фундаментальную идею о единстве Б-га и сопровождающие ее моральные принципы. В результате чего мир стал гораздо ближе к истине и угодному Б-гу образу жизни, чем раньше. Он принял то, что на Западе теперь называют «иудео-христианскими» ценностями — а на Востоке, в принципе, могли бы называть «иудео-мусульманскими».
Что касается сравнения с необузданными животными. Хотя Тора сравнивает Ишмаэля с ослом, она же сравнивает с этим животным позитивные еврейские силы — называет ослом Иссахара (там же 49:14). Более того, даже Машиаха сравнивают именно с ослом, а вместе с ним, по факту, — и всех нас, евреев!
А Эйсава, в свою очередь, сравнивают с быком — и еврейского праведника Йосефа тоже. Потому что каждое «животное» имеет свои достоинства и недостатки и его «деятельность» может быть направлена на благо или во вред. Да, осел во всем мире воспринимается как более «низкое», презренное животное, ослом везде обзывают, а статус быка выше. Но это не значит, что, в конечном счете, осел действительно презренный — уж если на то пошло, у него скорее парадоксальное, но превосходство.
И если говорить об отношениях евреев с Востоком на практике, то на протяжении большей части последних 2000 лет они были более позитивными, чем с Западом: от последнего было больше бед. Сначала римское угнетение, разрушение Храма, подавление восстаний и политической жизни, затем со стороны христиан — бесчисленные погромы и изгнания, кровавые наветы и инквизиция. Со стороны мусульман тоже были преследования, но гораздо меньше, и если евреи бежали, то чаще от христиан к мусульманам, чем наоборот. Например, Рош[iii] перебрался из Германии в Испанию, тогда мусульманскую.
Только за последний век все перевернулось — когда евреи стали в массовом порядке возвращаться в Землю Израиля, перемещая туда «центр тяжести» народа. Соответственно, возросла и враждебность мусульман, принявших в штыки создание еврейского очага на территории, которую они считали «своей», тогда как Запад после Холокоста устыдился, по крайней мере, на время. Поэтому теперь главную угрозу представляет Ишмаэль, и против него приходится вести войну, как физическую, так и информационную.
И здесь важный момент. Хотя Тора и Традиция не скрывают ничьих проблем и недостатков — как еврейского народа, так и других народов (и их религий), это вовсе не означает, что мы относимся к кому-то плохо и желаем зла. Естественно, у нас существует защитная реакция на то, что нас либо в открытую очерняют, либо, наоборот, хвалят, ценят и приглашают в свое общество — что соблазнительно, но создает опасность ассимиляции. Поэтому необходимо помнить: мы — евреи и у нас своя важная миссия, которую больше никто не осуществит. И не следует ни смущаться перед лицом обвинений, ни соблазняться другими путями и, так или иначе, оставлять свой.
Но это лишь одна сторона медали — нам надо сохраниться как народу, не погибнуть и не ассимилироваться. С другой стороны, мы всё-таки мечтаем об установлении мира и дружбы со всеми (и между всеми) народами. О том, чтобы нам просто дали заниматься нашим благим делом — и сами занимались своим благим делом. Да и миссия наша, в конечном счете, заключается в распространении идеи о Б-ге в этом мире, положительном влиянии. Поэтому, когда другие народы проявляют к нам дружелюбие и уважение, мы рады этому и, хотя и соблюдая осторожность, идем на сотрудничество. Те же праотцы, например, всегда заключали мир и союз, когда им предлагали — даже те, к чьему поведению были претензии: Авраам и Ицхак с филистимлянами (там же, 21:24; 26:31), Яаков с Лаваном (там же, 31:44). Да и с самим Эйсавом, получив возможность, Яаков был рад встретиться в дружелюбной атмосфере (там же, 33 и см. комментарии).
Поэтому и в последние века, когда стал более культурным и цивилизованным христианский мир — Запад, а также Россия в лице своей интеллигенции, евреи были рады иметь с ними дело. Несмотря на всю упомянутую историю враждебности и преследований. И — несмотря на те опасные для нас особенности Эйсава, которые в этих обществах продолжают проявляться.
Ведь и цивилизованность, и, в целом, привлекательность Западного мира во многом связаны со способностью Эйсава представать праведником и выставлять напоказ красивый фасад, даже когда нутро не совсем чисто (Раши к 25:28, 26:34). Да, об этом не следует забывать, поддаваясь иллюзиям, что еврей сможет найти вечный рай, ассимилировавшись в этом «новом мире», и уже не понадобится ему собственная религия.
Поэтому верные ей евреи видят необходимость поддерживать баланс: постоянно напоминать себе о своей уникальной миссии, соблюдать свои традиции и сохранять необходимую степень автономности, но — и идти на контакты и сотрудничество с другими народами там, где это будет плодотворным. Ну, и в простом туризме нет ничего плохого: увидеть разные страны, созданные Б-гом, красоты природы, шедевры архитектуры и т. д.
Всё это, в принципе, верно и в отношении мусульманских стран. Просто доселе их мир был не самым «комфортным» для туризма, а в связи с основанием Израиля — также в основном враждебным. Поэтому идти на контакты и куда-то там ехать просто не было никакого смысла: и тяжело, и опасно.
Но теперь появился, например, Дубай. Где в последнее время видим ту же цивилизацию и развитость, что на Западе. Нашлись арабы, которые стали уподобляться ему в хорошем смысле слова. Ну и прекрасно. Были бы все арабы такими — очень было бы хорошо! Не бедствовали бы и не винили бесконечно Израиль в своих бедах, и не предъявляли бы претензий, и не буйствовали. И у нас к ним не было бы претензий, наоборот, уважали бы за достижения, как Запад.
Хорошо, комфорт есть. Но как насчет опасности?
А ее теперь вдруг тоже, вроде, значительно убавилось. Эти арабы и в этом уподобились Западу — готовы на данном этапе истории приветствовать евреев.
Ну, тогда почему бы и не вступить в контакт, пойти на сотрудничество или хотя бы посетить в качестве туристов? Полюбоваться той красотой, что есть в Дубае, как уже любуемся той, что есть в Нью-Йорке или еще где-то на Западе. При этом — не забывая, что Запад — всё-таки Эйсав, а Восток — Ишмаэль. Слишком расслабляться, очаровываться и думать, что там обретем братьев навек — не будем. Но будем устанавливать просто дружеские, а где целесообразно, и партнерские отношения с теми, кто изъявляет к этому готовность.
Ведь евреи никогда не хотели враждовать ни с Западом, ни с Востоком, просто мусульманский мир принял в штыки создание Израиля и пришлось обороняться. При этом — не переставая мечтать о том, что оставят в покое, а в лучшем случае — и установят нормальные отношения. Поэтому, если представилась такая возможность, оно и прекрасно, воспользуемся, насколько возможно.
С уважением, Меир Мучник
[i] Раби Шломо Ицхаки; 4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии, выдающийся комментатор Танаха и Талмуда.
[ii] Раби Моше бар-Маймон, Маймонид — величайший еврейский мыслитель и законоучитель, 4895-4965/1135-1204, Испания — Египет.
[iii] Раби Ашер бар-Йехиэль — общепризнанный глава мудрецов диаспоры во времена Средневековья и один из величайших законоучителей всех времен, ок. 5010-5088 / ок.1250-1327, Германия — Испания.
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Яков Шуб
Иудаизм и еврейство — одно и то же? Если еврей в данный момент перестал верить в Б-га или пошел за другими божествами, он уже не еврей? Как поляку стать англичанином? А его детям, родившимся в Англии? Куда податься бельгийцу? Как стать евреем?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Бенцион Зильбер
Обязан ли я отдать свою порцию еврею, который заказал некашерное блюдо?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Рав Арье Каплан,
из цикла «Еврейская Тора и христианские миссионеры»
Почти два тысячелетия христианские миссионеры убеждали евреев принять их веру, но всякий раз терпели неудачу. Что двигало нашими предками? Почему они оказались столь «неуступчивыми»?
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Бенцион Зильбер
Можно ли делать омовение в раковине, если в ней моют ребёнка?
Рав Давид-Йеуда Вертлиб
Rabbi, ist das koscher?
С. Бернфельд
Въезд в Медину, второй по святости город мусульман, запрещён как евреям, так и христианам
Рав Шломо Гольдман
Рав Арье Каплан
Чем христианский Мессия похож и не похож на еврейского Машиаха?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.