Темы: Предназначение, Ассимиляция, Галут, Яаков, Изучение Торы, Эсав, Безопасность, Община, Адам
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныГлубокоуважаемые рабанним (раввины),
Цель или одна из целей нашего галута (изгнания) — это собрать искры святости из народов мира. А как быть со страшной ассимиляцией самого еврейского народа, которая является как бы растворением или исчезновением среди других народов?
Спасибо за ответ. Тимур
Здравствуйте, Тимур!
Вы верно замечаете, что одна из целей изгнания еврейского народа со своей Земли и рассеяния среди других народов — это собрать среди тех народов «искры святости». Талмуд (Псахим 87а) говорит о прозелитах, потенциально еврейских душах, затерянных среди народов, которые, если дать им возможность, присоединятся к нашему. Но в более широком смысле речь — и обо всем положительном, что можно найти у других народов.
Ведь у каждого народа есть не только недостатки, но и достоинства. В сегодняшнем мире, например, если грубо обобщать, у американцев — оптимизм и предприимчивость, у русских — интеллектуальность и страстность, у англичан — вежливость и благородство, у арабов — гостеприимство и тепло. И так далее. И евреи, соприкасающиеся с этими народами, вполне могут «впитать» эти качества и так обогатить свой собственный характер.
То есть — превратить эти черты в составную часть идеально уравновешенной души. А то другие народы отклонились — каждый в свою крайность: кто на Запад, кто на Восток, кто чрезмерно холоден, кто, наоборот, горяч и т. д. А еврейский народ остался на той «золотой середине», на которой изначально был Адам и все его потомки.
Поэтому Земля Израиля всегда была в той или иной мере стыком Запада и Востока — и еврейский характер тоже. В глазах Запада он был более «восточным» (нацисты считали «недочеловеками»), а в глазах Востока — «западным» (арабы считают «расистами»), потому что он действительно посередине.
И изгнание — это, среди прочего, обогащение еврейской души еще бОльшим багажом качеств — с обеих сторон. Чтобы сохранять общее равновесие и симметрию, делая более объемной всю крону «дерева».
Поэтому, например, так случилось, что одна ветвь еврейского народа оказалась на Западе — сначала в Риме, потом в христианской Европе и, наконец, в России и Америке, а другая — на Востоке: сначала в Вавилоне и Персии, потом в мусульманских странах. Так сложились ашкеназская и сефардская ветви, и так общая крона еврейского дерева стала более пышной, не теряя равновесия, сохраняя центр тяжести посередине.
Но в то же время, как Вы также отмечаете, существует при этом и риск ассимиляции. Можно пытаться вытянуть кого-то или что-то из болота, а может и самого туда затянуть. Такой риск существует при многих миссиях. Ведь и полицейский, защищая людей, может сам пасть жертвой преступников, и солдат, защищающий свой народ от врага, может погибнуть, и врач, спасающий людей от вируса. Как ясно из всех этих примеров, правильно здесь — не отказываться от важной миссии, а выполнять ее, принимая меры предосторожности, стараясь обезопасить себя.
Надевать защитные костюмы, бронежилеты и т.д., не подставляться понапрасну под огонь, научиться правильной тактике. Это не гарантирует безопасности — солдаты всё-таки гибнут на войне, а врачи, например, сейчас — в битве с ковидом, но это делает борьбу справедливой: великая опасность и в то же время — великая награда в случае успеха.
Риск действительно велик. Изначально, по сообщению мудрецов, собиранием искр святости и «позитива» в народах мира должен был заняться не кто иной, как Эйсав. Нечестивый сын Ицхака и брат Яакова.
Что он вообще делал в семье святых праотцев? Почему в ней родился? Потому что изначально тоже должен был стать одним из них — у него должна была быть своя миссия. Для чего ему и была дана сущность хитрого «человека поля» (Берешит 25:27). Охотника, умеющего выходить в поле и добывать пищу. Сильного и ловкого. Но также и умеющего «ловить устами» — красиво говорить, впечатлять.
В конечном счете, он использовал это для пиара и пропаганды, представая праведником и скрывая свое нечестие. Но изначально должен был использовать это для убеждения других народов в правильности идеи о Едином Б-ге. Для привлечения тех «искр святости», которые могли быть собраны в еврейском центре. Для объединения всего мира ради служения Б-гу.
В этом смысл указания, которое дал ему Ицхак, его отец: «Возьми же теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, и выйди в поле, и налови мне добычи» (Берешит 27:3). Мудрецы (Мидраш Берешит Рабба 65) толкуют эти слова так: «орудия твои» — это Вавилон, «колчан твой» — это Персия, «лук твой» — это Греция, «и выйди в поле» — это Эдом-Рим. То есть тут намек на Четыре царства, которые впоследствии господствовали над миром и еврейским народом, и, соответственно, на четыре изгнания. При чем тут они?
А при том, что в этом заключалась миссия в более широком плане: соприкасаясь с внешним миром, с Четырьмя его основными царствами, окружающими еврейский центр, Эйсав должен был бороться с «центробежной силой» и притянуть эти царства к себе, к духовному центру, к Ицхаку. Иными словами, сделать то, что предстоит проделать евреям в изгнании.
Соприкоснуться с другими народами, общаться с ними, вести бизнес, но и оказывать на них влияние, возвращая, таким образом, ближе к центру. Направлять их свойства в русло умеренности, чтобы эти свойства меньше склонялись к крайностям, превращаясь в недостатки, а больше становились достоинствами.
И самим перенимать их качества, чтобы исправлять их и делать умеренными. Поскольку невозможно полностью излечить немцев от черствости и жестокости, хотя бы немецкие евреи должны перенять их черты в умеренном виде и стать аккуратными и упорядоченными. И так — все народы мира и соответствующие им еврейские «народы».
Но у Эйсава не получилось: вместо того чтобы притянуть внешний мир к себе, он сам потянулся к нему. Позволил другим народам воздействовать на себя, причем негативно, и сам превратился в родоначальника одного из этих народов. Дал своим качествам дойти до крайности.
И пришлось эту роль Эйсава принять на себя Яакову. Получить то благословение, что изначально предназначалось Эйсаву, и самому отправиться к Лавану — то есть в изгнание, пролагая путь потомкам. Яакову в целом удалось сохранить свое еврейство, но, конечно, было трудно, и для его потомков проблема ассимиляции остается актуальной.
Поэтому, как сказано, надо действовать осторожно. «Заряжаться» Торой и ее идеями, надевать «защитные костюмы» и «бронежилеты» — различные заслоны от пагубных и смертоносных влияний внешнего мира. Строить крепкую общину, ее ядро — еврейскую семью, систему образования и воспитания верующих евреев. Обучать их тому, что приемлемо в этом мире для еврея, а что нет. Но, позаботившись обо всем этом, выполнять миссию. Да, полностью рисков не избежишь, но в случае успеха получишь великую награду.
Так что — в добрый путь. Миссия выполнима.
С уважением, Меир Мучник
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
В основе запрета на убийство лежит известное библейское положение о том, что человек создан по образу и подобию Всевышнего. Поэтому убийство - не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца.
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Бенцион Зильбер
Ответ р. Бен-Циона Зильбера на вопрос, может ли еврей жениться на нееврейке.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Индивидуальное искупление и общинное искупление
Рав Бенцион Зильбер
Я бы давно вернулся к еврейскому народу, если бы мог подтвердить своё происхождение, но документов нет. Что делать?
Рав Натан Агрес
Как избежать мук времен прихода Машиаха?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Танах — это не только история. Это книга о настоящем и будущем. Каждый может увидеть себя в той или иной ситуации, изложенной Танахом.
Рав Берл Набутовский
Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.