Темы: Злое начало, Йецер а-ра, Цель творения, Награда и наказание, Грех, Колдовство, Сатан, Искусство
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день, уважаемый рав! Иногда в преданиях или художественной литературе можно прочесть, что тот или иной человек заключил сделку с дьяволом. А каково еврейское понимание этого вопроса? Возможно ли человеку заключить сделку с дьяволом? И что ждёт того, кто её заключит (или хотя бы попытается)? Александр
Здравствуйте, Александр!
Вы задаете интересный вопрос.
В буквальном смысле, согласно еврейской Традиции, заключить сделку с дьяволом невозможно потому, что нет такого существа. С точки зрения Торы нет и не может быть никакой силы, действующей «независимо» от Б-га и вводящей человека в искушение или способной предложить и заключить какую-то сделку. Всё, что происходит на свете, является результатом действий Самого Б-га.
То, что Тора называет йецер а-ра, «злое начало», на самом деле не является какой-то отдельной силой, влияющей на человека. Как объясняет рав Шимшон-Рефаэль Гирш в своем комментарии к Торе (Берешит 6:5), слово йецер означает «продукт» (от слова йоцер — «создает») мыслей человека — то, что приходит ему на ум. Хорошие идеи или плохие, в зависимости от качеств характера самого человека. После чего у него остается свобода выбора: последовать пришедшей в голову идее или отвергнуть ее.
В Торе также фигурирует «Сатан», но и он не является каким-то отдельным злым существом с рогами и копытами или чем еще там. Как объясняет Мальбим в своем комментарии к Книге Иова (1:6), Сатан, подобно ангелам, является одной из сил, с помощью которых Б-г управляет миром, только силой деструктивной, ведущей к разрушению, исчезновению, недостаточности. «Диалог» Б-га с Сатаном — всего лишь притча, написанная в такой форме, чтобы человеку было понятно. То, что Сатан «убедил» Б-га дать ему власть над Иовом и причинить Иову страдания, означает лишь, что Б-г решил применить к Иову эту силу разрушения и исчезновения блага с целью испытать его.
Другое дело, что в переносном смысле выражение «сделка с дьяволом» означает более широкий класс явлений: человек не может что-то получить естественным/легальным образом — например, как в самом известном «случае» — с Фаустом, вернуть молодость, и обращается к средствам неестественным или нелегальным, «в обход» установленного порядка.
В различных художественных произведениях эта тема часто обыгрывается с заменой «дьявола» на какое-то «волшебное», «колдовское» средство. Или средство фантастическое с точки зрения существующих на данный момент технологий. Например, «Приключения Электроника».
Посыл везде один и тот же: благо получено неестественным/нелегальным путем. Либо просто не «заработано», не является результатом трудов и усилий человека, его истинным достижением. Либо, хуже того, даже не получено даром, а «куплено» — человек заплатил, но не то и не тому, кому надо. «Продал душу дьяволу».
А такое в реальной жизни как раз существует. Например, человек диплом купил, а не получил в результате успешного прохождения и завершения курса. Или заполучил какую-то должность, достиг какого-то положения или статуса, связавшись с криминальным миром, воспользовавшись его услугами. Или на выборах победил с помощью махинаций. Или в спорте — с помощью допинга.
И мораль во всех подобных историях одна: оно того не стоит. То, что не заработано честно, не может стать по-настоящему твоим. Либо — потеряешь то, что приобрел, так же быстро, как получил. Причем, насколько приобретение ощущалось чудесным, настолько болезненной окажется потеря.
Взлетев без реальных крыльев, рухнешь. Выйдя к народу без реальной одежды, окажешься «голым королем». Если узнают о махинациях или допинге — не просто лишишься статуса, но и будешь опозорен, запятнан, дисквалифицирован. Либо — потеряешь себя. Заплатишь непомерную цену. Взаимодействие с криминальным миром или любого рода небескорыстными покровителями свяжет с ними, заставит играть по их правилам, плясать под их дудку, все больше увязать в грязи. А захочешь отделаться и отмыться — обнаружишь, что тут вход рубль, выход два.
И с этим Тора согласна.
Так, есть понятие мицва а-баа бэ-авера — «заповедь, выполненная посредством совершения греха». Такая «заповедь», конечно, не засчитывается. Благое дело должно быть благим во всех отношениях, цель не оправдывает средства.
В принципе, вся наша жизнь в этом мире имеет своей целью именно заработать благо, которое Б-г желает нам дать. То полноценное и вечное блаженство, которое возможно лишь в Будущем мире, а не в этом, ограниченном и полном несовершенств.
Почему же Б-г, создавший человека, чтобы облагодетельствовать его, не помещает его сразу в Будущий мир, не дает сразу то самое благо? Этот вопрос задает Рамхаль и отвечает: потому, что благо ценится и приносит наслаждение только тогда, когда оно заработано. Когда является личным достижением человека, а не подачкой. Поэтому Б-г и поместил человека в этот мир: чтобы он заработал благо трудом, совершенствуя себя и мир.
Разумеется, в мире, где всё подчинено Б-гу, никакие «срезания углов» или «сделки с дьяволом» невозможны в принципе. Но, чтобы за правильный выбор человеку полагалась награда, этот выбор должен быть свободным. Поэтому должна также существовать иллюзия, что выбор нечестивого пути может остаться безнаказанным.
Поэтому в прошлом, когда существование и присутствие Б-га было очевидным, когда Он открывался через пророков и совершал открытые чудеса, существовало также колдовство — кишуф. Это — манипуляция духовными силами, стоящими за нашим физическим миром, с целью добиться какого-то результата «в обход» того, что постановлено Небесным судом Б-га. У людей было ощущение, что это реально работает. Благодаря этому ощущению они могли получить награду за то, что не прибегали к колдовству, соблюдая строгий запрет Торы (Дварим 18:9-13).
В наше время, наоборот, уже нет колдовства, зато нет и очевидности существования и присутствия Б-га, Он не проявляет Себя открыто. Поэтому физически существует возможность достижения целей любыми средствами, пусть естественными, но нелегальными, порочными. Если не с помощью волшебства или вкалывающих роботов, то, например, с помощью тех же криминальных связей. Или ценой «слезинки ребенка», поступаясь какими-то моральными принципами.
И при этом можно даже умудриться удержать полученные блага и не заплатить ужасную цену. Только надо помнить: если такие дела и остаются безнаказанными, то только в этом мире. За его пределами иллюзия непременно рассеется. В Будущем мире все будет учтено, все достижения и блага оценены по своей реальной стоимости и каждый человек поставлен на свое истинное место.
А если что-то недостижимо естественным и легальным образом, надо понять: оно для нас и не предназначается. Все блага этого мира — инструменты для выполнения той роли, которую Б-г нам дал. Поэтому Он уже снабдил нас всем необходимым «инвентарем». А если понадобится что-то новое, Он даст это легальным путем. Так или иначе, даст достичь того, чего мы заслуживаем. И это будет истинное благо.
Об этом и будем мечтать, к этому стремиться.
С уважением, Меир Мучник
Рав Реувен Куклин
Как вы побороли своё дурное стремление?
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Меир Мучник
В частности, к творцам, которые создают свои собственные миры?
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Эльяким Залкинд
И в пребывании людей на планете Земля?
Рав Реувен Куклин
А как же тогда узнать будущее?
Рав Бенцион Зильбер
Как убежать от самого себя?
Рав Моше Гекрайтер
Найдите хоть что-нибудь в Талмуде — как это исправить!!!
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Реувен Куклин
В книге Бытия ничего не сказано о том, как ангел стал дьяволом…
Рав Реувен Куклин
Какова цель всего этого?..
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Что значит «высчитывать времена»?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его