Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Храм был разрушен так давно… Как на уровне чувств испытывать скорбь об этом?

Темы: Страдания, 9 Ава, Храм, Разрушение Храма, Смерть, Траур по Храму, Любовь к Б-гу

Отложить Отложено

Наверное, я не первый задаю такой вопрос, но, может быть, вы всё-таки поможете мне. 9 Ава, разрушение Храма — всё это так далеко… Хотя я понимаю трагедию этого дня, но на уровне чувств довольно тяжело добиться переживаний. Что можете посоветовать? N.

Отвечает рав Яков Шуб

Здравствуйте, N.

Большое спасибо, что обратились к нам.

Вы задаете очень верный вопрос. Одно дело, когда, не дай Б-г, уходит кто-то из близких. В этом случае человек естественным образом чувствует боль, скорбит и траур для него является естественным. А если ему вдруг напомнят о кончине прапрапрабабушки в позапрошлом веке? Понятно, что это вряд ли потрясет его, вряд ли затронет его чувства.

Но давайте попробуем предложить концепцию, которая, надеемся, поможет нам всем воспринять трагедию разрушения Храма правильно.

В наших источниках неоднократно упоминается, что еврейский народ не одинок в своих страданиях. Не кто иной, как Сам Всевышний сопереживает нам и страдает вместе с нами.

Так, Талмуд (Гитин 57 б) рассказывает о страшном событии: 400 еврейских мальчиков и девочек были захвачены в плен и отправлены на кораблях в рабство в Рим. Дети, в конце концов, поняли, что их ожидает: они не будут обычными рабами в Риме, а пополнят местные публичные дома. Они задумались: если утонем в море, удостоимся ли удела в Будущем мире? Старший из мальчиков привел стих из Тэилим (68:23): «Сказал Господь: от Башана возвращу, возвращу из глубин морских…» И сделал вывод: Всевышний возвращает и тех, кто утонул в глубинах морских…

Услышав это, девочки, не раздумывая, бросились в море и утонули. Мальчики спросили себя: если девочки, которых в Риме «использовали бы естественным образом», поступили так, неужели мы, которых собираются «использовать неестественным образом», не должны поступить так же? И тоже бросились в море и утонули. Мидраш (Эйха Рабба 1:45) добавляет, что в этот момент раздался голос с Небес: «О них плачу!» (Эйха 1:16).

Мы видим, что Всевышний оплакивает людей, безвинно погибших во времена разрушения Храма, вместе с нами.

Наши мудрецы на этом не останавливаются. Мидраш (к Эйха 1:1) говорит: Всевышний не только плачет, но и соблюдает траурные обычаи: вешает мешковину на входе, сидит так, как принято во время траура, и скорбит, а небесные ангелы пытаются утешить Его, как утешают скорбящих (Эйха Рабба 24).

Другой мидраш (Ялкут Шимони, Эйха 996) рассказывает нам, что Всевышний, обращаясь к пророку Ирмияу, сравнивает Себя с отцом, который вырастил сына, привел его под хупу, а сын умер во время свадьбы… На человеческом уровне это пример страшной трагедии, которую тяжело даже представить. Но именно так Всевышний описывает, что именно Он чувствует из-за разрушения Храма и изгнания еврейского народа.

Чтобы понять эту идею глубже, обратимся к вопросу, который рассматривается в Талмуде. Согласно Традиции, стена осажденного Иерусалима была проломлена 17 Тамуза. А у пророка Ирмияу (42:6) сказано, что она была проломлена 9 Тамуза. Вавилонский Талмуд (28 б) разрешает это противоречие так: при разрушении Первого Храма стена была проломлена 9 Тамуза, а при разрушении Второго — 17 Тамуза. А пост, который мы соблюдаем 17 Тамуза, установлен в память о разрушении Второго Храма.

Однако Иерусалимский Талмуд (4:5) предлагает другое объяснение. Он говорит, что пророк Ирмияу ошибся. На первый взгляд эти слова вызывают недоумение: почему же пророк ошибся? И, даже если он ошибся, почему в следующих поколениях эта ошибка не была исправлена?

Корбан а-Эйда, один из комментаторов Иерусалимского Талмуда, отвечает на оба вопроса. Он пишет, что многочисленные страдания и горести, постигшие еврейский народ в это время, стали причиной того, что пророк ошибся. Но почему же ошибку не исправили позже? Потому, что Всевышний также был потрясен этими событиями, Он также как бы «потерял счет времени», как сказано в Тэилим (91:15): «с ним Я в бедствии».

Мы видим, что Всевышний тоже страдает, плачет, соблюдает законы траура и скорбит о разрушении Храма — так любящий отец страдает, когда мучается сын. Знание об этом поможет нам правильно прочувствовать этот период — и пройти его.

Во-первых, любой сын, который видит, какие страдания его действия причиняют отцу, пытается остановиться и переосмыслить свои поступки. Так и мы — можем задуматься о том, что из-за наших действий Храм до сих пор не отстроен, и это доставляет страдания нашему Отцу и Создателю.

Во-вторых, существует заповедь «следовать путями Всевышнего». Т.е. стараться «уподобиться Ему» в своих действиях. Он милосерден — и мы должны поступать милосердно, Он сострадает — и мы должны быть сострадательными (Шабат 133 б).

На этом основании рав Йехезкель Сарна говорит: соблюдая траурные законы и обычаи 9 Ава, мы должны помнить, что в этом момент Всевышний тоже пребывает в трауре, страдает и плачет вместе с нами, как сказано (Ирмияу 13:17): «Если же вы не послушаете этого, то будет душа Моя плакать втайне из-за гордости (вашей); и слезы прольются из глаз Моих, и глаза Мои изойдут слезами, потому что взято (будет) в плен стадо Господне».

И мы должны постараться уподобиться Ему в этом. Очевидно, что никто не останется равнодушным, видя страдания любящего Отца.

Но и это не всё. Ребе из Пясечны в своей речи, произнесенной в Варшавском гетто за несколько дней до его ликвидации («Эш Кодэш», с. 178-179), пишет: когда человека постигает бедствие и он страдает, иногда он может не выдержать и сломаться душевно и духовно. Но когда он знает, что он не один, что Всевышний страдает и плачет вместе с ним, это дает человеку силы устоять и продолжать бороться…

Теперь, когда мы осознаем масштабы этого бедствия — разрушения Храма и изгнания евреев, бедствия, которое тяжко не только нас, но и для Самого Всевышнего, мы можем выработать правильное отношение в этому дню, «правильно чувствовать» в этот день.

Пусть Всевышний скорее соберет наш народ из изгнания и мы удостоимся увидеть отстроенный Храм.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме

Котель

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Врата Воздаяния. Страдания народа Израиля в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Почему народ Израиля испытывает в этом мире больше бед и страданий, чем другие народы?

9 Ава. Законы Девяти Дней (с рош ходеш Ав до окончания поста)

Рав Бенцион Зильбер

Уже с 17 тамуза принято не стричься и не говорить браху Шегехеяну и не ставить свадьбы

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре


По преданию, большая часть книги является сочинением великого учителя периода Мишны раби Шимона бен Йохая (Рашби). Читать дальше