Темы: Курение, Запреты, Возвращение потери, Суббота, Заповеди, Здоровье, Зависимости
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныНа доске объявлений видел вот такое: «Нашел электронную сигарету. Потерявший может обратиться по следующему телефону и получить сигарету, указав ее признаки».
Это верно, что надо возвращать сигарету — несмотря на то, что она вредна для здоровья? N.
Уважаемый N.,
Большое спасибо, что обратились к нам.
Одна из заповедей иудаизма — возвращать потерянное владельцу. Поэтому в религиозных районах часто можно увидеть объявления о найденных вещах. Кстати, в большинстве хейдеров мальчики начинают изучать Талмуд именно с той части, где говорится о законах возвращения потерянного.
Однако Ваш вопрос более сложный. Ведь сегодня все знают о пагубных последствиях курения, о вреде, которое оно наносит здоровью. Электронные сигареты в этом плане не намного лучше. Например, в Израиле стоимость полиса страхования жизни для курящих выше.
Более того, нехорошо само то, что у человека есть зависимость, при которой он не может контролировать себя. Зачастую заядлые курильщики с трудом дотягивают до конца субботы, и это не позволяет им полностью насладиться святым днем, в течение которого курение запрещено.
Кроме того, современные галахаческие авторитеты выступают против курения.
В этой связи многие упоминают респонс рава Мойше Файнштейна («Игрот Моше» 2:49), написанный около шестидесяти лет назад, в котором сказано: хотя курить и не рекомендуется, невозможно сказать, что курение запрещено.
Однако сын рава Файнштейна и преемник его традиции, рав Давид Файнштейн, говорит: если бы у отца была та информация о вреде курения, которой мы обладаем сегодня, он однозначно постановил бы, что курение запрещено.
Талмуд (Бава Кама 80 б) говорит: нет заповеди возвращать владельцу пропавшую «опасную» кошку (речь идет о животном, которое может покалечить ребенка и т. п.). Более того, опасное животное разрешено убить и убивший может взять себе его шкуру. Этот закон приводится в Шулхан Арухе (Хошен Мишпат 266:4).
Другой пример: человек, который нашел долговое обязательство, условия которого подразумевают нарушение запрета рибит (одалживать деньги под проценты), должен порвать его и не обязан возвращать потерю (Рамо, Йорэ Дэа 161:11, СМА — Сэфер мэират эйнаим 62:25).
Рав Яаков Блой (1929-2013) в своей книге («Питхэй Хошен», Законы возвращения потерянного, 1, прим. 68) пишет: точно так же нет обязанности возвращать владельцу любые предметы, приносящие вред и предназначенные для нарушения запретов.
Поэтому можно предположить, что, поскольку сигарета наносит вред здоровью, нет заповеди возвращать ее. Более того, возвращая ее владельцу, человек поддерживает зависимость этого владельца от курения. И это можно рассматривать как нарушение запрета «ставить преграду перед слепым» (Ваикра 19:14).
Конечно, мы не обязаны забрать у другого человека сигареты и уничтожить их, чтобы уберечь его здоровье: это имело бы смысл, только если бы могло надолго удержать его от курения, что маловероятно (Шевет а-Леви 3:72). Тем не менее, возвращать владельцу потерянное в этом случае также не предписывается.
Следует упомянуть и мнение рава Меира-Симхи из Двинска. Он пишет в своей знаменитой книге «Мешех Хохма» (к главе Ки теце): Тора предписывает возвращать владельцу, среди прочего, — овцу (Дварим 22:1). С другой стороны, существует запрет разводить мелкий рогатый скот на Земле Израиля (Бава Кама 141), поскольку животные объедают чужие поля.
Можно было бы предположить: раз существует обязанность возвращать владельцу потерявшуюся овцу, то существует обязанность возвращать и другие запрещенные вещи.
Однако это не совсем верно. Некоторые предметы предназначены только для совершения запрещенных действий, и их мы не обязаны возвращать владельцу. А предметы, которые можно использовать не только в запретных, но и в разрешенных целях, мы возвращать обязаны (Мишнат Йосеф 10:185). А овцу можно использовать и в разрешенных целях: есть ее мясо разрешено, поэтому потерявшуюся овцу надо возвращать владельцу.
А вот сигарета предназначена только для запрещенного действия — курения.
Получается, лучше всего просто не поднимать электронную сигарету, пройти мимо. И это — несмотря на то, что существует отдельный запрет: нельзя пройти мимо потерянного предмета, следует предпринять усилия для возвращения его владельцу.
В Талмуде указано несколько исключительных случаев, когда люди не обязаны возвращать пропажу. Например, пожилой и уважаемый человек находит такой предмет, который он не стал бы поднимать, даже если бы тот принадлежал ему, т. к. это несовместимо с его самоуважением. В этом случае он не обязан возвращать предмет владельцу.
Здесь можно провести аналогию: возвращать владельцу предмет, который наносит вред его здоровью, несовместимо с самоуважением любого человека (Питхей Хошен).
С уважением, Яков Шуб
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Неизвестный автор
Демонстрация кальяна. Еврей у входа в Сукку покуривает свой кальян.
Рав Ашер Кушнир
Рав Бенцион Зильбер
Как быть с найденными деньгами, если невозможно узнать, кто их потерял?
Рав Бенцион Зильбер
Какую молитву надо читать за выздоровление, человек очень болен. Нужны слова.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Бенцион Зильбер
Курить или не курить в синагоге?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Редакция Толдот
Эта статья предназначена для всех, кто заботится о духовном здоровье своем и своих близких. Интернет может быть другом, но может стать и заклятым врагом. Как защититься от вирусов, спама и непристойностей? Вашему вниманию предлагается список советов.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его