Темы: Успех, Суббота, Народы мира, Политика, Кипа
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЧитаю в новостях:
«Адвокат Дэвид Шон опасался носить кипу в зале Сената в первый день суда по делу об импичменте своего клиента, бывшего президента США Дональда Трампа. Он был обеспокоен тем, что это может выглядеть “неуместно” и “неловко” и что это может кого-то обидеть.
Однако отсутствие кипы во время выступления адвоката привлекло больше внимания, чем могло бы привлечь ее наличие. Когда во время выступления Шон пил воду, он прикрывал голову рукой, что вызвало взрыв вопросов в социальных сетях. Вероятно, он прикрывал голову, чтобы произнести благословение перед тем, как пить воду».
Хотелось бы узнать: это действительно «работает» — прикрывать голову рукой вместо кипы, чтобы сказать благословение? Заранее спасибо за ответ, Михаэль
Уважаемый Михаэль,
Большое спасибо, что обратились к нам.
Об обязанности евреев покрывать голову мы уже говорили на сайте. А также рассматривали вопрос о том, можно ли в случае необходимости не надевать головной убор на работе.
Талмуд (Шабат 120 б) говорит: если человеку, у которого на теле написано Имя Всевышнего, необходимо погрузиться в микву, то предварительно ему необходимо обернуть Надпись травой, чтобы не оказаться раздетым перед Именем Всевышнего.
Далее Талмуд задает вопрос: почему же недостаточно просто прикрыть Имя рукой? И отвечает: есть опасение, что человек может забыть и убрать руку, поэтому необходимо прикрывать именно другим предметом.
В любом случае отсюда можно сделать вывод, что на самом деле рука является удовлетворительным покрытием, только есть опасность, что человек ее уберет.
С другой стороны, в трудах некоторых ришоним (ранних комментаторов) сказано, что рука не может служить таким «головным убором», в котором можно произнести благословение.
Рав Исраэль Исерлин в своем респонсе «Трумат а-Дэшен» (10) разрешает это противоречие. Он говорит: рука и голова являются частями одного тела, а тело не может прикрывать само себя, поэтому не следует произносить благословение, прикрыв голову рукой. А в случае с Именем прикрывается не тело, а Имя, поэтому рука — удовлетворительное покрытие.
Постановление о том, что рука не может быть «головным убором», подходящим для произнесения благословений и молитвы, приводится в нескольких местах в Шулхан Арухе (Орах Хаим 2:6, 74:2, 91:4).
А если другой человек положит руку на голову тому, кто произносит благословение, то это будет являться удовлетворительным «головным убором», поскольку в данном случае это не части одного тела (Шулхан Арух 91:4). Но, безусловно, это был бы не совсем удачный патент для поверенного Трампа.
Еще один вариант, упомянутый галахистами (специалистам по еврейскому Закону): поднять руку так, чтобы голова была покрыта не рукой, а рукавом одежды. В таком случае также нет проблемы, что тело покрывает тело (Бах, Мишна Брура 2:12).
Тем не менее, один из выдающихся раввинов 16 века — Мааршаль (респонс 72) настаивает: разрешено покрывать голову при благословении и просто рукой. Он говорит: поскольку держать руку на голове — не обычное действие, то видно, что это делается для покрытия, поэтому рука в данном случае будет достаточным покрытием.
Мишна Брура (2:12) приводит мнение Мааршаля и говорит, что, когда нет возможности решить проблему иначе, можно полагаться на мнение Мааршаля. Но изначально стоит прикрыть голову рукавом, как было сказано выше.
Вполне вероятно, что ситуацию, в которой находился Шон, когда выступал в Сенате перед камерами и к нему были прикованы взгляды миллионов телезрителей в Америке и по всему миру, можно расценивать как чрезвычайные обстоятельства. В этом смысле вполне можно оправдать его поведение.
Для нас эта история может также послужить хорошим уроком. Дэвид Шон — соблюдающий еврей, оказавшись в центре мирового внимания, прилагает все усилия, чтобы действовать в соответствии с еврейским Законом.
Более того, он также подал прошение о том, чтобы сделать перерыв в слушаниях по импичменту Трампа в Сенате на субботу, поскольку в этот день, следуя еврейской Традиции, он не может работать. Кстати, прошение было удовлетворено. Однако позже он отозвал прошение, поскольку успел завершить возложенную на него часть защиты Трампа до субботы и спокойно провел субботу в кругу семьи.
Может быть, такая принципиальность и стала залогом успеха команды Дэвида Шона. В конце концов, слушания в Сенате об импичменте завершились в пользу их клиента.
С уважением, Яков Шуб
Читайте: тема Что такое кипа — ермолка, еврейский головной убор?
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Ашер Кушнир
Почему я должна быть похожа на ортодоксов?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Реувен Куклин
Несёт ли в себе кипа какую-то святость?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Реувен Пятигорский
Извиняюсь за наивный вопрос, но зачем еврею нужно носить головной убор — шляпу или кипу?
Рав Ашер Кушнир
Слово «гой» — унизительное?
Рав Бенцион Зильбер
Меркантильность заложена во всём Завете, заключённом на Синае?
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Эльхонон-Буним Вассерман,
из цикла «Перед приходом Машиаха»
Очерк «Перед приходом Машиаха», излагающий мнение Торы по политическим и социальным процессам современности. Был написан на идише в 1937 году и опубликован в начале 1939 года. Он был сразу же переведен на иврит, а впоследствии — и на многие другие языки
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его