Темы: Избранность, Ассимиляция, Машиах, Антисемитизм, Америка, Благодарность, Смешанный брак
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Почему в США при таком процветании общины и её силе такой высокий процент ассимиляции? Неужели свобода страстей человека заставляет его забыть Тору и свои обязанности? Ведь, казалось бы, живи и процветай, только Тору не забывай. Тем более, когда Б-г дает тебе по сути всё для того, чтобы жить благодарным Ему. Объясните, пожалуйста.
Здравствуйте!
В принципе, Вы правы: процветание должно пробуждать у человека благодарность Б-гу за то, что его дал.
Однако еще Тора предупреждает, что на практике вероятен иной сценарий: «Берегись, чтобы не забыл ты Господа… А то, (когда) будешь есть и насытишься, и дома добрые построишь и поселишься, и крупный и мелкий скот твой размножится, и серебро и золото умножится у тебя, и всё, что у тебя, умножится, — и высокомерным станет сердце твое, и забудешь ты Господа, Б-га твоего, Который вывел тебя из земли египетской… Который вел тебя по пустыне великой и грозной, (где) змей, аспид и скорпион, и засуха и безводье; Который извлекал для тебя воду из скалы кремневой; Который питал тебя маном в пустыне… И скажешь ты в сердце твоем: сила моя и мощь руки моей составили мне всё это богатство» (Дварим 8:11-17).
Такова человеческая природа: благо, которое есть, либо не ценится, либо считается результатом собственных усилий, своим достижением. Вот когда ты в пустыне, когда ты явно беспомощен перед змеями и скорпионами и неспособен раздобыть воду и пищу, тогда очевидно, что ты нуждаешься в Б-ге. И тогда возносишь взор к Нему и понимаешь, что это Он тебе всё посылает. Но, когда ты сам работаешь и зарабатываешь, и всё идет в соответствии с «законами природы», а присутствие Б-га неочевидно, то естественным образом думается, что всё само собой образовалось, что «я заработал», «я построил».
И только когда наступает беда, не дай Б-г, кто-то умирает, или, как сейчас, гуляет пандемия, люди вспоминают о Б-ге. Потому что они-то такой ситуации не хотели и не пытались достичь — значит, это Б-г. Почему Он это сделал?! За что Он поразил кого-то раком или коронавирусом?
Хотя надо было спросить и другое: за что Он изначально дал всем жизнь и все ее блага, почему построил этот большой и прекрасный мир? Б-г — не охотник с ружьем, который приходит в райский сад, чтобы подстрелить ту или иную птичку, Он — Создатель этого сада со всеми его птичками. Интересно, что в христианском мире кладбища располагают возле церкви и «священник приходит, когда уходит врач». То есть в их понимании религия, Б-г «заведуют» смертью, а не жизнью. Хотя, на самом деле, прежде всего — жизнью.
Это — во-первых.
А во-вторых, если говорить о евреях США, здесь действует тот же механизм, что и на более ранних этапах изгнания в таких странах, как Испания, Германия, других европейских странах в эпоху Просвещения, а также в раннем СССР.
В изгнании евреи часто становились жертвами дискриминации и насилия, с ними обращались как с людьми второго сорта, «недочеловеками». Да, у них была Тора и Традиция, говорившая, что, несмотря на такое отношение со стороны других, они очень даже полноценны, что у них свои причины для гордости, которых у других нет. Так мы сумели выжить два тысячелетия.
Но все-таки нелегко было так. Поэтому всякий раз, когда появлялась возможность пробить стену дискриминации и ограничений, евреи стремились это сделать. Это естественное чувство: когда тебя в чем-то ограничивают, хочется вырваться. Даже если ограничения на самом деле не такие болезненные. Человек любит свой домашний очаг, но домашний арест — наказание, и теперь тоже: карантин — ограничение, которое многим трудно терпеть.
Поэтому, когда в странах, где изначально евреев притесняли, били и изгоняли, наступала эпоха большей толерантности, когда им начинали открывать двери и давать шанс реализовать свои способности, они спешили это делать. Но на всех подобных этапах не просто открывалась возможность поработать и заработать — одновременно менялось и отношение к евреям. Их готовы были считать «тоже людьми». Ценить их способности. Назначать на высокие должности. И даже вступать с ними в брак. Вот это да!
Как любое снятие барьеров, это пьянило. То, что не было доступно, а теперь стало, — очень заманчиво. Да, но религия говорит, что жениться на нееврейке не следует, тогда дети уже будут неевреями. Ах, религия… Так ведь она в любом случае теперь ощущается «старомодной». Смотрите, какой прекрасный новый мир тут возникает, и евреям дана возможность принять участие в его строительстве, стать его частью! Здесь все братья, нет больше антисемитизма и дискриминации. Здесь строят рай на земле! И, если религия не позволяет мне войти в этот рай, если ее последователи продолжают быть «не как все», когда можно быть «своим», то зачем мне она?
Такой соблазн ощутили многие евреи и в Западной Европе эпохи Просвещения, и в революционной России, и в Америке на протяжении последних полутора веков. Отсюда и столь высокий процент ассимиляции во всех этих странах. Результат — евреи действительно внесли огромный вклад в строительство современного мира, имена знаменитых и успешных евреев — как в Европе, так и в России и Америке — можно долго перечислять. Но при этом заплатили очень высокую цену: большая доля потомков этих евреев уже не являются евреями, те еврейские линии прерваны. Ну, а некоторым в Германии Гитлер напомнил, кто они такие, а после войны и Сталин напомнил некоторым евреям у себя, не с такими катастрофическими последствиями, но всё же.
Так что действительно евреям было бы полезно помнить, что все-таки до прихода Машиаха рая на земле не будет, а где он, казалось бы, появляется, вряд ли сохранится надолго. Конечно, можно использовать представляющиеся возможности для работы и самореализации — при условии, что это не противоречит Торе, — но не следует терять свою идентичность в смешанных браках и думать, что больше не имеет значения, еврей ты или нет. Что ничего особенного в еврействе нет. Евреи продолжат быть избранным народом, со всеми плюсами и минусами (которые уже обсуждали), и главным плюсом останется эта особая миссия. От нее определенно не стоит отказываться.
С уважением, Меир Мучник
Рав Ашер Кушнир
В чём избранность еврейского народа?
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир
Почему нельзя жениться «по любви, а не по национальности»?
Журнал «Мир Торы»
Удивительный парадокс: в устной Торе (Талмуде, Мидрашах) ведется подробное обсуждение вопроса веры в приход спасителя, именуемого Машиах, а в письменной Торе об этом нет ни одного упоминания!
Рав Бенцион Зильбер
Ответ р. Бен-Циона Зильбера на вопрос, может ли еврей жениться на нееврейке.
Разные авторы
Восточная сторона Нижнего Манхеттена — это место, вошедшее в историю города, как традиционное поселение европейский евреев. И даже несмотря на то, что сегодня еврейское население города расселяется по иному принципу, это место продолжает считаться территориальной основой общины. Что и понятно, так как с 1880 по 1924 год именно здесь проживало 75% от двух с половиной миллионов евреев, прибывших из европейских стран за эти годы. Возведенная в 1887 году, это первая крупная синагога, построенная восточно-европейскими евреями в Америке. О синагоге в Нью-Йорке наслышаны потомки евреев, бежавших в США из Украины, России и Польши. После погромов еврейских кварталов в Польше, России и Украине во время правления российского царя Александра III, евреи начали массово эмигрировать в Нью-Йорк и оседать в достаточно дружественном Нижнем Ист-Сайде. Почти 50 лет синагога была центром еврейской жизни и взамопомощи Нижнего Ист-Сайда, но в 1930-х общественность переместилась в Бруклин и синагога сильно обветшала. Но в 1980-х в рамках проекта восстановления её привели в порядок. Сейчас она фактически находится в Чайна Тауне. Внутри очень красивые витражи, мозаики и фрески. Изюминка синагоги — весьма впечатляющее цветное витражное стекло. Иногда кажется, что смотришь через иллюминатор в голубое небо, полное звёзд. В 2008 году журнал The New Yorker назвал синагогу в числе топ-10 архитектурных шедевров города.
Рав Арье Каплан,
из цикла «Таинство миквы»
Почему Тора, являющаяся основным ключом к добру, была дарована только Израилю?
Журнал «Мир Торы»
Антисемитизм
Рав Овадья Климовский
«Мессия» на Святом Языке звучит как машиах.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Благодарность по-еврейски»
Рав Бенцион Зильбер
Я бы давно вернулся к еврейскому народу, если бы мог подтвердить своё происхождение, но документов нет. Что делать?
Неизвестный автор
Праздник « Симхат Тора ». Демонстрация за свободу евреев Советского Союза.
Рав Овадья Климовский
Величественней прислуживание Торе, чем ее изучение?
Рав Эльяким Залкинд
Как такое возможно — еврею быть без союза с Б-гом?
Рав Меир Мучник
И если у него было более еврейское имя, почему Всевышний к нему обращается «Моше, Моше»?
Рав Нахум Шатхин
Почему Всевышний скрыл от Ифтаха закон о жертвоприношениях?
Рав Натан Агрес
Рав Овадья Климовский
Блудница или владелица постоялого двора?
Рав Овадья Климовский
О чём Яабец просил Того, Кому принадлежит мудрость?
Рав Реувен Куклин
Что означает слово бин?
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Яков Гельфман
Ведь это значит, что он осознавал опасность и знал, что изменение имени может помочь...
Рав Реувен Куклин
Это больше напоминает мусульманское имя…
Рав Овадья Климовский
Кто сделал больше, тот не сделал ничего?