Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Пусть народ, который Я создал Себе, расскажет о Моей славе»Йешаяу 43, 21

Мы должны радоваться, что у нас есть недостатки?

Темы: Обида, Предназначение, Исправление качеств, Характер, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Шана това у-метука (хорошего и сладкого года)!

Здравствуйте, уважаемые раввины!

Каждый год от Рош а-Шана до Рош а-Шана принимаю на себя обязанность исправить одну деталь в своём характере, которая мне мешает служить полноценно Творцу. В этом году я заметила, что мне надо усердно искоренить в себе обидчивость.

У меня слишком ранимая натура. И малейшее слово, сказанное с повышенной интонацией, может довести меня до слез. Я взяла себе за цель бороться с этим. Но проблема в том, что я не знаю, как это правильно делать. Как преодолеть обидчивость? Помогите мне своим советом! Заранее вам благодарна, с ув. Адаса

Отвечает рав Арье Гальчук

Здравствуйте, Адаса!

Шана това у-метука!

Не секрет, что наш мир полон недостатков. (Есть в нем, конечно, много красоты и множество чудес, но нас в данный момент интересуют недостатки — откуда они взялись и для чего они существуют?)

И вот, мудрецы открыли нам: человек сотворен для того, чтобы привести этот мир к совершенству — в этом состоит работа человека и в этом заключается его награда. Получается, что все недостатки нашего мира появились только для того, чтобы была возможность их исправить.

Человека же называют «малым миром», он частичка нашего мира и всех остальных миров, и все миры сосредоточены в нем. И так же, как в мире в целом, в каждом человеке есть свое совершенство и свои недостатки, то есть свои позитивные и негативные душевные свойства.

Задача человека — исправить свои недостатки. То есть, если он находит в себе некое негативное качество, которое диктует ему определенный шаблон поведения, он должен стараться вести себя в точности наоборот, пока этот недостаток не будет исправлен. И тогда все миры тоже придут к совершенству в том своем «участке», который представляет собой этот человек.

Получается, что настоящая работа человека состоит в том, чтобы исправить свою природу. И даже если он исполняет заповеди и совершает добрые дела, если он делает это естественно, без работы над собой, он не исправляет этим ни себя, ни весь мир, и, по большому счету, ему не полагается награда.

А если человек работает над собой, он получает награду даже за то, что выходит у него легко, поскольку Б-г видит, что он старается исполнить все заповеди, даже те, что требуют усилий. Но если он исполняет только те заповеди, которые даются ему легко, не утруждая себя соблюдением тех заповедей, которые требуют от него преодолеть свою природу, ему вовсе не полагается награда.

Бывает и так, что исполнение заповедей помогает человеку в работе над собой. Поэтому мы часто видим, что мудрецы выбирают для себя ту или иную заповедь, которую стараются исполнить во всех деталях и со всеми возможными «украшениями», поскольку понимают, что именно эта заповедь может помочь им исправить свою природу и достичь совершенства.

Всё же, часто бывает, что человек не видит своих недостатков и не понимает, в чем именно состоит его работа. И для этого случая Творец предусмотрел лекарство. Это лекарство — изучение Торы, которое «весит» столько же, сколько все остальные заповеди вместе взятые, и способно помочь исправить любой недостаток…

Для женщин, вероятно, это хесед (добрые дела), это тоже является всеобъемлющей заповедью, как сказал Раби Акива: «Люби ближнего как самого себя — это великое правило Торы».

Итак, в каждом человеке есть совершенство и недостатки. И основная его задача в том, чтобы, используя дарованное ему Творцом совершенство, исправить свои недостатки. И именно в этом выражается его духовный рост.

Выходит, что его недостатки является недостатками, только если он не старается их исправить. Если же человек старается себя изменить, его недостатки превращаются в достоинства, ведь в их исправлении заключается его основная работа и в нем же его награда.

Поэтому, если человек чувствует, что в нем просыпается какое-то дурное в данной ситуации свойство, такое, как гнев, страх, уныние, он может испытывать досаду оттого, что еще настолько далек от совершенства. Но эта досада — неоправданная и никак не может помочь ему изменить себя.

Человек же мудрый должен ощутить радость от осознания той милости, которую оказал ему Всевышний, дав ему этот недостаток и возможность его преодолеть. И эта радость должна помочь ему не поддаться искушению и не проявить то или иное негативное свойство характера.

Все это — лишь общие слова, что же касается Вашего личного вопроса, тут лучше Вас не никто не может знать, как именно Вам справиться с чувством обиды. Могу лишь пожелать Вам успеха на этом пути, и выразить надежду на то, что Вам достаточно легко удастся этого добиться.

С уважением и пожеланием успеха, Арье Гальчук

Материалы по теме


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.

Со всеми надо говорить вежливо и дружески. Ваеце

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.