Темы: Страдания, Награда и наказание, Предназначение, Свобода выбора, РАМХАЛЬ, Суд, Ангел, Животные
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Не кажется ли Вам, что Всевышний слишком уж сурово испытывает и судит людей? Почему ангелы заслужили сразу быть праведными, а мы нет? Почему нам приходится и здесь, на земле, тяжело, и после смерти нас будут судить и опять могут отправить на землю в виде травы, рыбы, птицы и т.д.? N.
Здравствуйте, N.!
В основе Ваших вопросов — почему мы не как ангелы и почему нас могут опять отправить на землю в виде животных — лежит предположение, что ангелом быть хорошо, а животным плохо.
Да, нам может так казаться. Но, поскольку никто из нас в этой жизни не был ни «в шкуре» ангела, ни в шкуре животного, тем более — растения, у нас на самом деле нет никакого понятия, что это такое. Ни то, ни другое.
Между ангелами и животными
Более того, у ангелов и животных, интересным образом, есть общая черта: у них нет свободы выбора. Они «запрограммированы» делать то, что велит им Б-г, по сути, «зомбированы», такими они созданы. Животные «понимают» инстинктом, ангелы, вроде бы, разумом, но это дела не меняет. Они выполняют свои действия с желанием и наслаждением, но на всё это они запрограммированы.
Да, в теории, ангелы получают высшее наслаждение от своей близости к Б-гу, служения Ему, а животные максимально приземлены и далеки от «небесных» наслаждений. Тем не менее, наслаждаются и они: каждый — своей едой, комфортными для себя природными условиями, а свинья — да, своей грязью.
Им просто многого не надо — как человеку в младенческом возрасте достаточно для комфорта и наслаждения чистого белья, бутылочки и соски. И улыбки окружающих. И вот какой он веселый — веселее многих взрослых! Неслучайно ангелы часто представляются человеку в виде детей — они тоже такие.
Почему они заслужили быть праведными? Они не заслужили! Они такими созданы. И поэтому заслуг у них нет. И наслаждение свое они получают не в награду, а как животные, чисто по милости Б-га.
Тогда как человеку дана свобода выбора, так он создан. Он может поступить хорошо или плохо и, если сделает правильный выбор, то награду именно что заслужит. Заработает.
А это гораздо большее удовольствие и удовлетворение.
Так объясняет Рамхаль. Он спрашивает: если цель Б-га — дать человеку награду и вечное наслаждение в Будущем мире, почему Он сразу не поместил человека туда и не дал ему это наслаждение? Почему сначала надо пройти через жизнь в этом мире, такую трудную?
И отвечает: по своей природе человек получает удовлетворение от того блага, которое заработал, только тогда по-настоящему ценит его. А благо, которое не заслужил, ощущает подачкой, оно для него, скорее, унизительно. Поэтому Б-г поместил человека в этом мире, где он должен трудиться, делать выбор, совершенствовать себя и мир и, таким образом, зарабатывать награду. Тогда она даст ему удовлетворение.
Но почему Б-г создал человека таким, что ему приятна только заработанная награда? Не лучше ли было сделать так, чтобы ему была приятна награда, полученная даром? И не пришлось бы мучиться на этом свете и проходить через испытания? В этом, по сути, и Ваш вопрос: почему бы не создать человека таким же, как ангелы?
Ответ такой: оно того стоит. Заработанная награда приносит гораздо большее удовлетворение — потому что так мы уподобляемся не ангелам, а Самому Б-гу!
Он ничего от других не получает, Он Сам творит, а потом делится Своим творением с другими (Своими созданиями). Это и есть высшее благо и наслаждение. И человек тоже получает максимальное удовольствие, когда строит, творит, а затем делится плодами своего труда с другими. Пишет книгу и дает другим читать, или музыку и дает слушать. Готовит еду и дает другим есть. Строит дом и дает другим в нем жить. Побеждает врагов, преступников, болезни и дает людям шанс пожить без этих напастей.
Это чувство достижения нам дано испытать уже в этом мире — в этом плане нам тоже «лучше» — и чем животным, и чем ангелам. А в Будущем мире помимо этого будет великая награда — такого же типа, достижение и полноценность души (опять же, подобная полноценности Самого Б-га).
Судит ли нас Б-г слишком строго?
Нет, все-таки не слишком строго. Наоборот, представляется, что суд Б-га милосерднее всех, известных нам.
Ведь, глядя на мир, поражаешься, насколько люди друг друга не понимают и как несправедливо подчас судят. И отдельные люди, и разные общества — друг друга («либералы» и «патриоты» и т. п.), и разные страны. Всякий, кто чем-то отличается от меня или от «нас», естественным образом воспринимается как живущий «неправильно». Всякая высказанная мысль, идущая вразрез с «нашим» пониманием, считается глупостью, ложью. Всякое действие, отличное от того, которое принято у нас в данной ситуации, объявляется злонамеренным. Или просто — человек что-то сказал, а его не так поняли.
И даже судьи, старающиеся быть непредвзятыми, мало что могут поделать, когда человек нарушил букву закона. Они могут принять в расчет какие-то смягчающие обстоятельства, но все-таки закон есть закон и горе тому, кто его нарушил. Хотя известно, что закон не всегда равняется справедливости.
Тогда как Б-г — Единственный, Кто полностью понимает каждого человека. Его характер, менталитет, его историю и опыт. Кто он и откуда, что с ним произошло, какое получил воспитание, какие впечатления от дальнейшей жизни, что его вдохновило, что обожгло, разозлило, потрясло.
И в конкретных обстоятельствах тоже: в какой мере у человека был выбор, что он ощущал, что толкало его в ту или иную сторону. Что реально мог сделать, а что не мог. Насколько был искренним в своих намерениях. Что именно имел в виду, а чего и в мыслях не было. И вердикт выносит на основе всего этого. Справедливее невозможно.
И, даже если кому-то для исправления надо вновь побыть в этом мире в виде животного или растения, откуда нам знать, насколько это хорошо или плохо? В плане упомянутой сложности выбора быть животным явно легче (или человеком-младенцем, поэтому, когда, не дай Б-г. умирают дети или младенцы, это значит, Б-г послал чью-то душу сюда ненадолго, только ради небольшого исправления того, которое было необходимо).
Знаем мы одно: Б-г полностью понимает каждого из нас и абсолютно справедлив. Лучше не придумаешь.
И даже непростые времена в этой жизни — это возможность усерднее трудиться и заработать бОльшую награду. Как солдаты зарабатывают награды именно во время войны. И врачи, хотя всегда спасают людей, особую награду зарабатывают именно сейчас, борясь с пандемией.
Так что продолжим молиться Б-гу о спасении, но в то же время используем все данные нам возможности для максимально продуктивного труда и достижений.
С уважением, Меир Мучник
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Почему народ Израиля испытывает в этом мире больше бед и страданий, чем другие народы?
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Овадья Климовский
Когда были сотворены ангелы?
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Реувен Пятигорский
И как туда обращаться ...
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его