Темы: Ненависть, Разум, Цдака, Месть, Прощение, Добрые дела, Помощь
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемые Раввины. У меня возник вопрос насчет добрых дел. Мы учим и из Торы, и из псалмов Давида, что добрые дела — один из трех «столбов», держащих мир.
Вопрос о практическом применении — что под этим подразумевается? Значит ли это, что я должен помогать людям, которые мне неприятны, но нуждаются в помощи? (Неважно, евреи они или нет). Значит ли это, что я не должен никому отказывать в помощи? Или же здесь речь идет о цдаке и сострадании? И как должно совмещаться сострадание и личностное отношение к человеку? Спасибо за Ваш ответ.
Здравствуйте!
О том, что добрые дела весьма важны, действительно сказано в Торе во многих местах, включая упомянутое Вами. Сомнений по этому поводу нет.
Что касается вопроса о помощи, цдаке и сострадании, то — всё едино. Ведь и цдака — это помощь. Можно оказывать физическую помощь, а можно денежную, в зависимости от того, в чем именно человек нуждается. А сострадание — чувство, которое естественным образом должно сопровождать помощь, побуждать человека ее оказывать.
Теперь к главному Вашему вопросу — значит ли это, что человек обязан сострадать и помогать даже тем людям, которые ему неприятны? Как должно совмещаться сострадание и личностное отношение к человеку?
На этот вопрос Тора, похоже, дает четкий ответ (Шмот 23:4-5): «Если застанешь быка врага твоего или его осла заблудившимся, должен ты возвратить его (животное) ему. Если увидишь осла ненавистника твоего лежащим под ношею своею, то откажешься помочь ему? Помоги (развьючить) вместе с ним».
Разумеется, так же следует помочь и другу, и любому другому человеку, но Тора специально говорит о враге и ненавистнике, чтобы подчеркнуть: помощь ему заповедана особо, чтобы человек преодолевал свои негативные чувства. И награда, соответственно, будет выше (см. Бэхор Шор, автор — один из тосафистов, ученик Рабейну Тама). Нецив в комментарии «Аамек Давар» подчеркивает: даже если велика вероятность того, что ненавистник не оценит помощь и отплатит руганью, на оскорбления не отвечай, помоги молча и иди дальше своим путем (и награда в таком случае, разумеется, еще выше).
Это — если он не просит о помощи, а ты ее оказываешь по собственной инициативе. По Вашему же вопросу создается, скорее, впечатление, что речь о человеке, просящем о помощи: действительно ли нельзя ему отказывать.
Представляется, что в таком случае ответ еще более очевиден. Ведь если он не просил о помощи, а Вы решили помочь, то первый шаг навстречу делаете Вы и еще существует опасность, что с другой стороны такого шага сделано не будет. Но если о помощи просит он, то, попросив, он уже сделал такой шаг! Ведь просить людей о помощи обычно трудно, неловко — даже друзей. А врагов и ненавистников — и подавно.
Человек предпочитает представать перед другими как равный по статусу, а то и высший. Прося же о помощи, он чувствует себя низшим, менее состоятельным и самодостаточным: вот, с этой проблемой он не смог справиться сам, нуждается в чужой помощи. Даже при обращении к другу это ощущается унижением, тем более — к неприятелю. Которого человек обычно не любит «за дело». Или тот ему просто неприятен, потому что в чем-то «неправильный», «недостаточный». А тут приходится просить его о помощи — значит, признавать, что конкретно в этом плане «я сам неполноценный».
Все это — фокусы психики, но они реальны. Таким образом, если неприятель просит о помощи, значит, делает шаг навстречу и создает ситуацию, в которой, по меньшей мере, есть потенциал для улучшения отношений.
Такой ситуацией грех не воспользоваться. Ведь помощь станет еще более значительным шагом к улучшению отношений. Вы продемонстрируете неприятелю, что готовы сделать ему добро, — значит, не такой уж Вы плохой или враждебный ему человек и то, что он думал о Вас раньше, возможно, стоит пересмотреть.
А когда Вы помогаете ему, начинает действовать принцип рава Деслера: «вложившись» в человека, Вы начинаете ощущать его частью самого себя и автоматически относиться к нему лучше: на него распространяется Ваша естественная любовь к самому себе. Разумеется, если Вы изначально его не любите, то быстро в другую сторону маятник не обязательно качнется, но какое-то продвижение определенно возможно.
Так что помочь тому, кто Вам неприятен, — это и заповедь Торы, и возможность преодолеть саму неприязнь, и установить более дружественные отношения.
Хотя, конечно, сделать такой шаг очень трудно, и, если человек чувствует, что это выше его сил, только Б-г может быть ему судьей.
Наконец, о Вашем вопросе, означает ли это, что нельзя никому отказывать в помощи. Если это продолжение вопроса о помощи недругу, то ответ мы уже выработали. Если же это еще один вопрос — обязан ли человек помогать всем, кто попросит помощи, даже если просьб миллион, а сил и возможности помочь всем нет? — то ответ такой: конечно, от каждого — по способностям. Если не можем, то не можем, никто не требует от нас невозможного.
Слова Торы о ненавистнике означают лишь то, что неприязнь не должна служить причиной отказа, если возможность помочь у Вас есть. Но помогать всем и всегда Вы вовсе не обязательно можете, тут всесилен один лишь Б-г, а человек может только прилагать максимум усилий, на которые он способен.
Так, мудрецы говорят, что не следует жертвовать на цдаку больше пятой части своего состояния. Ведь, если отдашь всё без остатка, сам потом будешь нуждаться в помощи и не сможешь никому помочь. И физически: если будешь делать то, что на самом деле выше твоих сил, надорвешься и лишишься возможности помогать другим, а сам станешь нуждаться в их помощи.
Так что в этой области, как и во всех остальных, следует грамотно рассчитывать свои силы, чтобы действительно сделать максимальное количество добра. А то, если в самом начале марафона спортсмен побежит слишком быстро, то до конца может и не добежать. И в результате будет достигнуто не больше, а меньше.
Хотя, конечно, если возникает чрезвычайная ситуация и кому-то нужна экстренная помощь, то надо, не особо раздумывая и рассчитывая, бежать и спасать, а там уж видно будет. Всё в соответствии со здравым смыслом.
С уважением, Меир Мучник
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
«Не ненавидь брата своего в сердце своем»
Рав Яков Шуб
Что делать тому, кого оклеветали?
Рав Моше Пантелят
Рав Яков Шуб
Помогла в угоду собственному высокомерию и тщеславию. Это неправильно?
Рав Арье (Лев) Кацин
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Законы раскаяния»
Предписывающая заповедь: грешник должен прекратить грешить, вернуться к Всевышнему и исповедаться в своем грехе.
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Исроэль-Меир Лау
«Не было таких праздников у Израиля, как Пятнадцатое ава и Йом-Кипур»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Помощь нуждающимся
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Добрые дела — один из столбов, на котором стоит весь мир
Рав Бенцион Зильбер
Хаим Донин,
из цикла «Быть евреем, законы повседневной жизни»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его