Купить ожерелье или отдать деньги на цдаку?19 июля 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер ЗДРАВСТВУЙТЕ, РАВ БЕНЦИОН. ИЗВИНИТЕ ЗА «тирха». ТАКОЙ ВОПРОС: Если у женщины есть ожерелья, одежда, и она хочет ещё, обновить или просто сделать подбор и соответствие между вещами и ожерельем. 1. С одной стороны, это может быть /я не знаю/ роскошь, или она может отдать деньги на цдаку, хотя ецер ара /если это ецер ара/ ей говорит: «ты женщина, тебе можно», то где граница? 2. Как лучше поступить? 3. Как поступают праведные люди в этом плане? 4. И, если это ецер ара, как преодолеть? Эстер Читать дальше |
|
Плохо ли давать имя из двух букв?16 июля 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Здраствуйте, уважаемый рав! У меня возник вот такой вопрос. Скоро я должна родить ребенка, мальчика, и мы ему уже выбрали имя, которое в написании на иврите состоит из 2-х букв. Знакомые мне сказали, что по иудейству нехорошо давать такое имя ребенку, так ли это? Заранее благодарна за ответ. О., Ашдод Читать дальше |
|
Учеба Торы защищает народ?15 июля 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Недельная глава Матот—Масей. Учеба Торы защищает народ. Шалом рав! Не смею оспаривать мнение, высказанное в вышеуказанной статье, но позволю себе выразить свою точку зрения. Как известно из наших первоисточников, только праведные еврейские воины выходили победителями из всех сражений, и кроме того оставались невредимыми. Включая вышеуказанную главу. Когда у нас был Ковчег Завета, шедший перед действующей армией, его выносили левиты по причине, что никто другой не имел права приближаться к нему. Кроме того, левиты были задействованы во всех делах, связанных со службой, и не было у них других задач включая завоевание земли обетованной, на которой им не положено было иметь своего участка. Все другие колена не были освобождены от военной службы, несмотря на степень занятия торой. Поэтому, по моему мнению, факт участия учеников ешивот на военной службе в армии обороны израиля будет способствовать как повышению обороноспособности страны, так и повышению уровня дисциплины и религиозного сознания, а так же и уважения других солдат, которые освободятся из армии и станут отцами и воспитателями своих семейств. Все это вместо того, чтобы углублять «ров», разделяющий детей Израиля из-за отношения к военной службе. Может быть, имеет смысл освобождать детей колена леви, учащихся в ешивах, но именно из-за синат хинам нет у нас сейчас ни храма, ни службы в нем. Более того, я бы не стал приводить в пример отдельные нееврейские страны, в которых именно освобождение от службы на религиозной почве, воспитывает ненависть к верующим и у своих же братьев. (Как вы понимаете, мне глубоко безразличны представители других религий). Как хозер бэтшува, и как человек, прошедший службу и в совке, и в цахале, я считаю, что служба в армии цвета наших детей, включая учеников ешивот, будет способствовать укреплению ахават исраель и приближению машиаха. Ведь, ВИДЯ праведность наших воинов, все народы боялись нас, и ашем воевал вместо нас. А сейчас наши враги видят, что именно цвет нашей праведности не идет в армию, и их страх уменьшается. …С сожалением вынужден добавить к моему прежнему письму, что праведность колена леви (по-вашему, изучающему тору и молящемуся за нас всех) не предотвратило ни эпидемию, ни поражений, посланных нам по причине неправедности даже отдельных представителей других колен. С уважением Александр Читать дальше |
|
Есть ли в традиции иудеев встреча жениха подругами невесты?14 июля 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер При изучении Нового Завета столкнулся с трудностью, связанной с традицией иудеев (возможно, галилеян, т.к И.Х. жил в Галилее). Итак, существовала ли ранее и существует ли сейчас традиция встречать жениха невесты ее подругам, чтобы проводить его к брачному дому, причем освещать путь жениха лампами? А., Санкт-Петербург Читать дальше |
|
Кто такой Малкицедек?13 июля 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте! Кто такой Мелхиседек? Жили ли на земле люди, почитающие Творца во времена Авраама? Благодарю за ответ. Читать дальше |
|
Были ли праведники до Авраама?12 июля 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Очень интересно узнать были ли на земле люди, которые поклонялись Творцу после Ноя и до Авраама. Если да, то зачем Создатель открылся Аврааму, а не действовал через них? Благодарю за ответ. М Читать дальше |
|
Чему уподобляются отношения между людьми?11 июля 2010 года, отвечает Рав Реувен Куклин Объясните, пожалуйста, что значат эти слова: «Как в воде лице к лицу, так сердце человека к человеку». Заранее благодарен Вам. Читать дальше |
|
Как подняться на Храмовую гору?8 июля 2010 года, отвечает Рав Шломо Амар Расскажите о обычае восхождения на Храмовую гору. Читать дальше |
|
Объясните названия ворот древнего Иерусалима7 июля 2010 года, отвечает Арье Парнис Скажите, пожалуйста, названия ворот древнего Иерусалима. О чем могут говорить эти названия? Спасибо. Дмитрий, Ярославль. Читать дальше |
|
Можно ли кушать вилками?..6 июля 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Можно ли кушать вилками, которыми кушали наши покойные дедушки и бабушки, Бриль Карина, Москва Читать дальше |
|
Пить кровь нельзя, а..?5 июля 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Тора запрещает принимать кровь как пищу, а как иудаизм относится к переливанию крови? Т. Читать дальше |
|
Гуся и утку можно есть, а лебедя — нет?4 июля 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Очень остро вставший вопрос среди нас — адвентистов седьмого дня: как, может, известно, мы тоже придерживаемся разницы в чистой-нечистой пище согласно Писанию. Итак, вопрос в том, является ли гусь и утка кошерной пищей? В одном из ответов раввинов я прочитал, что эти животные употребляются в пищу, но на каком основании? Есть люди, утверждающие, что, раз Писание говорит о нечистоте лебедя, то гусь как порода лебедя автоматически тоже нечистый. Но я с этим не согласен, потому как есть версия, что под животным, переведенным как лебедь, скрывается другое животное, ставшее жертвой неточности перевода, но не являющееся лебедем или уткой. Пожалуйста, скажите, что написано в оригинальном тексте и на каком основании утка и гусь чистая или не чистая пища. Заранее благодарен, Константин Вагнер, Карлсруэ Читать дальше |
|
Что за новые небеса и новая земля?1 июля 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Ишаяу 66:22Ибо как небеса новые и земля новая, которые сотворю Я… Что это за новые небеса и новая земля?! Куда денутся старые?! N. Читать дальше |
|
Как понять пророка Йоэля?30 июня 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Как понять пророчество Йоэйл 3:1—2? L. Читать дальше |
|
В чём разница в названии поста — «таанит» или «цом»?29 июня 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Здравствуйте, уважаемый Рав.У меня два вопроса по поводу праздника Пурим. 1. Откуда пошла традиция читать два раза Мегилат Эстер в синагогах? 2. Почему говорят «таанит Эстер», а «цом Гдалья». На иврите эти слова синонимы. Спасибо. Марк, Израиль Читать дальше |
|
Можно ли жениться в июне?28 июня 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Здравствуйте, меня зовут А., скажите, пожалуйста, можно ли проводить свадебную церемонию в июне? Читать дальше |
|
Кошерный шашлык в некошерном мире27 июня 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер «Отдых на природе в некошерной компании» Отдых на природе, как принято и у евреев, и у неевреев, сочетается с приготовлением шашлыков. Цель — приготовить кошерные шашлыки из кошерного мяса рядом с некошерным приготовлением. Само собой разумеется, что к кошерному мясу прилагаются кошерные шампуры. Рассмотрим варианты: а) готовят просто на костре. б) готовят на мангале. Вопросы: Должен ли обязательно огонь зажигать еврей? А что, если костер уже горит до моего приезда? Можно ли готовить кошерное мясо сразу после некошерного в случае А) и в случае Б)? На что еще следует обратить внимание, и как воообще правильно и с наименьшими усилиями приготовить шашлыки в таких условиях? Спасибо! В. Читать дальше |
|
Как кошеровать печёнку на электрической плите?25 июня 2010 года, отвечает Рав Пинхас Бронфман Здравствуйте, скажите, пожалуйста, можно ли пользоваться одной духовкой для приготовления молочных и мясных блюд? Как правильно кошеровать печёнку, если нет газовой плиты, а есть только электрическая? Спасибо, с уважением, Елена Читать дальше |
|
Какая разница между глаголами?24 июня 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Уважаемый Рав!Проясните мне, пожалуйста, разницу между глаголами бара, аса, йацар, появляющимися в главах творения книги Берейшит.Спасибо. Шерстнев Александр, Н. Новгород Читать дальше |
|
Что делать, если не зажгла свечи на шабат?23 июня 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Что делать, если случайно пропускаешь время зажигания свечей на Шабат? Как себя вести? А. Читать дальше |
|
С какой стороны открывать парохет?22 июня 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Не могли бы Вы сказать, с какой стороны нужно открывать Парохет… и источник, чтоб можно было другим показать, как правильно. Ашер бен Менахем Читать дальше |
|
О чём пророчество?21 июня 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, я хотел бы спросить о чем 14 глава прoрока Ишая? N. Читать дальше |
|
Какую молитву читают за человека, летящего в самолёте?20 июня 2010 года, отвечает Рав Реувен Куклин Скажите, пожалуйста, существует ли молитва, которую можно прочитать за человека, летящего в самолёте? Юля Читать дальше |
|
Почему нэкавим нэкавим и халулим халулим два раза?18 июня 2010 года, отвечает Рав Реувен Куклин Здравствуйте, уважаемые равы, большое вам спасибо за ваши ответы, у меня есть вопрос: почему в молитве «Ашер йацар» два раза повторяются слова нэкавим нэкавим и халулим халулим, заранее большое спасибо за ответ. От редакции: Речь идёт о молитве «Который создал», которая начинается так: «Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Владыка вселенной, Который по мудрости [Своей] создал человека, сотворив его тело с [необходимыми] отверстиями (нэкавим нэкавим) и полостями (халюлим халюлим)…». Михаэль Читать дальше |
|
В тюрьму — за что?17 июня 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Что произошло в Эммануэле? Почему в тамошней религиозной школе «Бейт-Яаков» дискриминируют сфарадим? Почему вы идете на демонстрацию? Читать дальше |
|
Когда должен прийти Мессия?17 июня 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, когда должен придти Мессия и что тогда будет с язычниками? Анита, Херсон Читать дальше |
|
Талит катан обязательно надевать на майку?16 июня 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Уважаемый раввин, можно ли одевать талит-катан прямо на тело, или обязательно на майку? (Если можно, с источниками). В. Читать дальше |
|
Укажите критерии Мессии15 июня 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, укажите, пожалуйста, критерии Мессии и подтвердите их местами Писания. Спасибо. Анита, Херсон Читать дальше |
|
О каком народе идёт речь?14 июня 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, уважаемый раввин, Насколько мне известно, глава 53 пророка Исаии пророчествует о народе Израиля, но как понять то, что он (Израиль) отрезан от страны живых из-за грехов народа моего? О каком народе повествует пророк? «(8) Из заключения и от наказания взят он был, и кто расскажет о (случившемся) с поколением его, ибо отрезан он был от страны живых, за греховность народа моего — поражение ему». Читать дальше |
|
Как лучше давать цдаку?13 июня 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Уважаемый рав. Как лучше давать цдаку? Я решил каждую неделю давать некоторую сумму в цдаку. Есть ли разница, если я ,предположим, 35 шекелей даю в начале недели или разбиваю эти 35 шекелей так, чтобы давать каждый день по 7? Шмуэль, Иерусалим Читать дальше |
|
Когда Рут стала еврейкой?11 июня 2010 года, отвечает Рав Реувен Куклин Только что прослушал интересные лекции по мэгилат (книге — «свитку») Рут рава Грилюса. Возникает вопрос. Если Махлон женился на нееврейке Рут, то какой левиратный брак может быть, ведь когда человек принимает гиюр, то он как брия хадаша («вновь созданный»). Так если она приняла гиюр после смерти мужа, как она может сделать йибум (левиратный брак) с Боазом? С уважением, Д. Ответ: Уважаемый Д., В книге Зоар (Зоар Хадаш, Рут 32 б) говорится, что Рут приняла гиюр до того, как вышла за Махлона. С уважением, Реувен Куклин Вопрос: Уважаемый р. Реувен! Спасибо за ответ. Если она сделала гиюр до того, как вышла замуж за Махлона, то непонятно, почему Наоми отговаривает её идти с ней в Эрец Исраэль, ведь после гиюра она еврейка бэ-холь давар (полностью, «во всех отношениях»). Отсюда возникает кушия йотер гдола (ещё более трудный вопрос). Что происходит, если человек принимает гиюр и 10 лет живёт по законам Торы, а после этого перестаёт соблюдать? По мэгилат Рут выходит, что она возвращается к своему народу. К примеру, как это сделала Орпа. Тогда разумно, что Наоми предлагает Рут так же возвратиться домой, как это сделала Орпа. Очень жду ответа, как и еврейские студенты, которые задают такие умные вопросы. С уважением, Д. Ответ: Уважаемый Д., Вы (и еврейские студенты) задаете очень хорошие вопросы. Книга Зоар рассматривает их. Там сказано, что было сомнение насчёт гиюра Орпы и Рут: насколько серьёзно они намеревались принять на себя все заповеди Торы во время прохождения гиюра (без принятия заповедей гиюр не считается действительным). Ведь, возможно, принимая гиюр, они намеревались лишь получить возможность выйти замуж за Махлона и Кильона, но не собирались серьёзно принять на себя соблюдение заповедей Торы. То, что они выполняли заповеди, будучи замужем, также не может служить доказательством серьезности их намерений. Ведь, возможно, они соблюдали заповеди из страха перед мужьями. Возможность узнать их истинное намерение представилась только после смерти мужей. Поэтому Наоми отговаривает невесток идти с ней, проверяя таким образом истинность их намерений в момент гиюра. С уважением, Реувен Куклин Вопрос: Спасибо, р. Реувен, за интересный и исчерпывающий ответ. Действительно, этот ответ объясняет многие вопросы, возникающие при чтении первой главы мэгилат Рут. В связи с этим мы можем предположить, что в семье Элимелеха передавалась традиция об одном из забытых со времён Моше Рабейну законов. О законе «Не войдёт моави в Общину Все-него — моави, а не моавия» (т.е. моавитянин не может стать евреем — но не моавитянка). Поэтому Махлон и Кильон взяли в жёны моавитянок, прошедших гиюр. Тогда разумно предположить, что это был не хидуш («нововведение») Боаза. А выполнение того, что передавалось в семье через глав семейств. И, возможно, именно поэтому Тов, который не знал эту традицию, отказался от Рут. Это — чтобы судить Махлона и Кильона лэ-хаф зхут («в сторону оправдания»). Ответ: Уважаемый Д., Несомненно, мы должны судить Махлона и Кильона лэ-хаф зхут, ведь они были руководителями поколения, как сказано в Талмуде (Бава Батра 91а). И сказано в Зоаре: «Не дай Б-г сказать, что Махлон женился на Рут, когда она была нееврейкой». (Это говорит РАМБАМ о судье Шимшоне и царе Шломо: «Да не подумаешь ты, что Шимшон, спасавший Израиль, или Шломо, царь Израиля, названный “другом Всевышнего”, женились на женщинах из чужих народов, не прошедших гиюр» — Исурей Биа — «Запрещённые браки» 13, 14). Несомненно, нововведение «моавитянин, но не моавитянка» принадлежало не Боазу. Наоми, обращаясь к невесткам, говорит, что им некого ждать, поскольку у нее нет больше сыновей (Рут 1, 12—13). Выходит, если бы у Наоми были еще сыновья, по её мнению, они могли бы жениться на Рут и Орпе. Это также следует из слов мидраша (Рут Рабба 7, 7), который говорит, что Плони Алмони был невежда и не знал, что уже принято нововведение «моавитянин, но не моавитянка». Отсюда ясно, что это нововведение было принято ещё до Боаза. Это следует также из сказанного в книге Зоар. Как говорилось выше, Зоар утверждает, что Рут (а также Орпа) сделала гиюр до того, как вышла замуж за Махлона. Зоар сообщает, что до гиюра у Рут было другое имя, которое она поменяла на «Рут» после гиюра. Почему она выбрала именно это имя? Зоар (Рут 31а) сообщает: это имя содержит намёк на то, что моавитянке не запрещено выйти за еврея (если прочесть имя Рут с конца, выходит тор, один из двух видов птиц, которые можно было принести в жертву. «Подобно тому, как тор пригоден для жертвы, — утверждает Зоар, — Рут пригодна для брака с евреем»). Выходит, когда Рут вышла замуж за Махлона, она уже знала закон «моавитянин, но не моавитянка». С уважением, Реувен Куклин Вопрос: Доброй недели, р. Реувен, Рассказал о нашей переписке в синагоге во время встречи субботы и гостям за субботним столом у себя дома. Всем очень понравилась драша (толкование). Говорили теплые слова о Вас, многие постоянно заходят на Ваш сайт и видят, какую огромную работу Вы ведёте. И надо ещё успевать учиться, чтобы так глубоко отвечать на вопросы. Но в одной из лекций рава Грилюса по мэгилат Рут он говорит, что «моавитянин, но не моавитянка» это хидуш, который ввёл Боаз, вспомнив закон, который был забыт. Но мы решили, что этот закон не забывался в семье глав колена Еhуды. Не будет ли противоречия между нами и р. Грилюсом? С уважением, Д. Читать дальше |
|
Что за это будет?10 июня 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, рав Овадья! Меня зовут N., мне 25 лет. Общаюсь в русской компании друзей. Там познакомилась с парнем. Полюбила его, и у меня с ним была интимная связь. Какое за это наказание? И что сейчас мне делать в этой ситуации? Читать дальше |
|
Я что-то не понимаю...9 июня 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Я что-то не понимаю: шабат это день, когда можно отдохнуть, пойти на море, или это день, когда нужно только изучать Тору? М. Читать дальше |
|
Что символизирует миндаль?8 июня 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, уважаемый раввин (раввины). Благодарю за ваш ответ на предыдущий мой вопрос. Прошу вас ответить на вопрос, что символизирует миндаль (о жезле миндального дерева упоминается в книге Чисел и в 1 главе пророка Иеремии). Я искал в интернете и нашел следующие объяснения символики миндаля: бодрствование Бога и быстрота (миндаль — первое дерево, которое цветет в Израиле). Помогите разобраться. Читать дальше |
|
Каков тайный смысл имени Йеошуа бин Нун?6 июня 2010 года, отвечает Рав Реувен Куклин Почему в недельной главе Шлах сыновья всех колен — бэн, а сын колена Эфраима — бин? Р., Саратов. Читать дальше |
|
Чем антихи отличается от мульяра?4 июня 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Шалом. У меня вопрос по Мишне, Масехет Шабат, перек гимель, 3-я мишна. Там в конце мишны говорится про антихи и мульяр. Вопрос по поводу антихи. Если пить воду из антихи нельзя, даже если выгребли угли до наступления шабата, а если согрели воду до шабата, а в шабат он просто продолжает стоять на огне, чтобы не остыть, то в шабат можно пить воду из него? Проясните этот вопрос, пожалуйста. Спасибо. Евгений, Ташкент Читать дальше |
|
Кто такой Вечный Жид?2 июня 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Кто такой Агасфер? Это «Вечный Жид»? Почему он вечен, и как это может быть? Олефир Виктор, Днепропетровск Читать дальше |
|
Что пишут на памятниках на могилах евреев?1 июня 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Шалом алейхем. Что пишут на памятниках на могилах евреев? Мой папа был евреем, я хочу с братом сделать ему памятник, хотим сделать надпись. Мы не знаем алахи на этот случай. Помогите, пожалуйста. Заранее спасибо, В. Читать дальше |
|
Как читать Кадиш в абсолютно «русском районе»?31 мая 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Здравствуйте, уважаемый рав! Спасибо за ваш сайт и за то, что вы отвечаете на вопросы! Я хочу спросить насчет кадиша. Мы религиозные, живем в абсолютно «русском районе». Здесь много одиноких пожилых людей, да продлит Вс-вышний их дни. И мы с мужем хотели бы организовать что-то вроде гмах кадиш. В связи с этим у нас возникло несколько вопросов. Можно ли вообще такое делать? За давно умерших родственников можно читать кадиш? Или 11 месяцев после смерти, ле алейну, и все, поезд ушел, как говорится? За давным-давно умерших прабабушек? Или, может, этим вопросом должны заниматся родственниеи умерших, а если не говорят (мало ведь кто из выходцев из СНГ в бейт кнесет будет ходить) — то это наказание для их душ? Если это все можно — то не получится ли это все как у христиан, ле авдиль, которые заказывают молитвы и сами ничего не делают? Если кто-то умер и, допустим, остались только женщины, то женщины платят кому-то, чтобы тот говорил. Сколько нужно платить? И обязательно ли это (тут ведь «русские», еще подумают, что заработать захотели)? Может ли один человек за много людей говорить? Заранее спасибо! Таль Читать дальше |
|
Где написано, что мужчины и женщины — отдельно?30 мая 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Уважаемый рабби, Я давно пытаюсь найти в Торе закон или что-нибудь, что можно было бы принять за корни традиции отдельно сидеть за столами на свадьбе, бар-мицве и т.п. Не нахожу никак. Но должно же оно где-то быть?! Помогите пожалуйста. М. М., Гиватаим, Израиль Читать дальше |