Темы: Суббота, Мишна, Рав Бенцион Зильбер, Варка
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. У меня вопрос по Мишне, Масехет Шабат, перек гимель, 3-я мишна. Там в конце мишны говорится про антихи и мульяр. Вопрос по поводу антихи. Если пить воду из антихи нельзя, даже если выгребли угли до наступления шабата, а если согрели воду до шабата, а в шабат он просто продолжает стоять на огне, чтобы не остыть, то в шабат можно пить воду из него? Проясните этот вопрос, пожалуйста. Спасибо. Евгений, Ташкент
Уважаемый Евгений!
О Вашем вопросе. Мишна говорит, что из мульяр можно пить в субботу, а из антихи нельзя. Конструкция антихи подразумевает две полости: в нижней находятся угли, в верхней — вода. Написано, что из антихи нельзя пить, даже если убрали угли.
Вы задаёте интересный вопрос. По мнению Раши, нельзя пользоваться водой из антихи, даже если из неё убрали угли ещё до наступления субботы. Вопрос — почему? Ведь в предыдущих мишнаёт написано, что если еда сварена, если печь груфа (т.е. из неё убрали угли) или ктума (на угли посыпали пепел), еду можно оставлять на печи (например, на печке танур).
По мнению Хананьи, даже если еда сварена частично — маахаль бен-Друсай — и даже если не убрали угли, еду можно оставлять на огне. Так почему же запрещено пользоваться водой из антихи? Как объясняют по Раши, в антихи сохраняется много жара. Это уже похоже на атмана — заворачивание (кастрюли), которое добавляет жар.
Чем это отличается от ситуации, когда кастрюлю ставят в пятницу на печь? Ведь печь тоже добавляет жар? Когда кастрюля стоит на печи, то печь — отдельно, а кастрюля — отдельно, они не соединены друг с другом. Это не похоже на заворачивание кастрюли. Если же жар (угли) находится в самой кастрюле, это похоже на заворачивание. Поэтому запрещено пить воду из антихи, даже если в ней оставили воду в пятницу и даже если убрали угли.
По мнению Тосафот (они как раз задают вопрос, чем отличается ситуация с антихи от ситуации, когда еду или воду оставляют на печке), пользоваться водой из антихи можно. Нельзя лить эту горячую воду из антихи в холодное вино. Вода в антихи достаточно горячая (и это может сварить вино).
С уважением, Бен-Цион Зильбер
Читайте: Шаббат — Еврейская Суббота
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Яков Шуб
Можно после праздничной молитвы приготовить обед?
Рав Бенцион Зильбер
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Устная Тора
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Яков Шуб
В каких случаях кошерные продукты впитывают некошерный вкус?
Рав Бенцион Зильбер
Залман Симха Левин
Статья Залмана-Симха Левина о раве Бенционе Зильбере
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Моше Пантелят
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его