Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раввина

Раби Мордехай бар Исраэль Гифтер (5676—5761 /1916—2001/ гг.) — руководитель ешивы Телз (Кливленд), один из духовных лидеров еврейской общины США.

Родился в г. Портсмуте, штат Виргиния.

В дальнейшем семья жила в Ричмонде и Балтиморе, но и в этих городах не было условий для серьезного еврейского воспитания (R. Dovid Silber Noble lives 2, p. 244).

Родители отправили его учиться в Нью-Йорк, где он поступил в одну из первых американских ешив — Метивта раби Ицхак-Эльханан (Ешиву имени р. Ицхака-Эльханана Спектора ).

Среди его товарищей по учебе был р. Натан-Меир Вахтфогель, ставший впоследствии духовным лидером движения Мусар в США.

Когда Мордехаю исполнилось шестнадцать лет, родители направили его для продолжения учебы в Литву — в ешиву г. Телза (Тельшая).

В 5690-е /1930-е/ годы Телз был одним из мировых центров изучения Торы: в ешиве занималось около пятисот студентов из многих европейских стран и Америки. В этот период ешиву возглавляли сыновья р. Йосефа-Лейба Блоха, создавшего ее славу, — старший сын р. Авраам-Ицхак Блох был руководителем всего созданного при ешиве учебного комплекса, р. Элияу-Меир — ведущим преподавателем (рош-ешива), а р. Залман — административным директором. Проучившись в ешиве около шести лет, Мордехай стал женихом дочери р. Залмана (Р. Дов Кац, Тнуат амусар т.5, с.35; R. Dovid Silber Noble lives 2, p. 244—245).

В течение некоторого времени после помолвки он занимался в Бриске (Брест-Литовске) под руководством раввина этого города р. Ицхака-Зеева Соловейчика (р. Велвел).

Незадолго до свадьбы, которая должна была состояться в Телзе, Мордехай отправился в США, чтобы навестить родителей. Тем временем началась вторая мировая война, и советские войска оккупировали Литву. С большим трудом ему удалось вызволить невесту из Литвы в США, где в 5700 /1940/ году и состоялась хупа (R. Dovid Silber Noble lives 2, p. 245).

После женитьбы р. Гифтер занял пост раввина в г. Уотербери, штат Коннектикут.

Когда их первенцу исполнилось три года, молодая семья перебралась в г. Кливленд, штат Огайо, где р. Гифтер стал преподавателем в ешиве Телз, воссозданной в 5702 /1942/ году р. Элияу-Меиром Блохом.

В начале в ешиве занималось всего десять учеников, однако с годами число студентов возросло до нескольких сотен. При ешиве был создан колель для семейных знатоков Торы, а также семинар для подготовки преподавателей (Тнуат амусар т.5,с.42; R. Nachman Zakon The Jewish Experience p.140).

С середины 5710-х /1950-х/ годов, после смерти р. Элияу-Меира Блоха, р. Гифтер встал во главе ешивы.

Он был первым руководителем ешивы — уроженцем США (R. Nachman Zakon The Jewish Experience p.140).

По его инициативе было создано множество филиалов ешивы в различных городах Северной Америки, а также отделение на Земле Израиля — в городке, получившем название Telz-Stone (Телзстоун), возле Йерушалаима.

Р. Мордехай Гифтер умер двадцать третьего тевета 5761 /2001/ года.

Многие из его выпускников занимают ключевые позиции в крупнейших общинах и ешивах по всему еврейскому миру.

Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.