Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Америка, Ешива, Ешива Мир, Катастрофа, Рав Александр Кац, Мусар, Саба из Слободки
Раби Натан-Меир бар Моше-Йом-Тов Вахтфогель (5670-5759 /1910-1999/ гг.) — один из духовных лидеров движения Мусар в США.
Родился в литовском городке Куле. Его отец, раввин этого городка, был учеником р. Натана-Цви Финкеля (Саба из Слободки; см.) и р. Исера-Залмана Мельцера (см.).
Когда Натану-Меиру было пятнадцать лет, семья эмигрировала в Канаду, где его отец стал раввином г. Монреаля.
Занимался в одной из первых ешив Нью-Йорка — Метивта раби Ицхак-Эльханан (Ешиве имени р. Ицхака-Эльханана Спектора /см./), позднее преобразованной в Ешива-Юниверсити (Ешиву-Университет).
Около 5690 /1930/ года отправился учиться в ешиву белорусского городка Мира — он был одним из первых юношей из Америки, продолживших свое образование в ешивах Восточной Европы. В Мире он стал одним из ближайших учеников прославленного машгиаха ешивы р. Йерухама Лейвовича (Даат Тора; см.).
Летом 5697 /1937/ года, после смерти своего наставника, решил вернуться в Америку. Перед отъездом он получил раввинское посвящение от таких корифеев Торы, как р. Шимон Шкоп (см.), возглавлявший ешиву в г. Гродно и р. Барух-Бер Лейбович (см.), возглавлявший ешиву в г. Каменеце.
По возвращении в Нью-Йорк, р. Вахтфогель встретил там одного из духовных лидеров польского еврейства р. Эльханана-Бунима Вассермана (см.). Р. Вахтфогель посетовал, что не видит возможности для своего духовного роста в прагматичной Америке, где «над судьбами людей властвует только доллар». И тогда р. Вассерман посоветовал ему отправиться в литовский городок Кельм — в знаменитую ешиву Мусара. Получив совет главы поколения, р. Вахтфогель купил билет на ближайший трансатлантический рейс и вернулся в Европу, так и не посетив Канады, несмотря на то, что он не виделся с родителями в течение семи предыдущих лет, — в этом он последовал примеру р. Акивы, который, вернувшись в Йерушалаим после двенадцати лет обучения в ешиве, тут же отправился обратно еще на двенадцать лет, даже не навестив своего дома и не поздоровавшись с женой и детьми (R. Dovid Silber Noble lives 2, p.138).
В самом начале 5698 /1937/ года он прибыл в Кельм, где стал одним из ближайших учеников руководителя ешивы р. Даниэля Мовшовеца (см.).
С началом второй мировой войны большинство иностранных студентов поспешили покинуть Восточную Европу — однако р. Вахтфогель занимался в Кельме и после того, как летом 5700 /1940/ года советские войска оккупировали Литву. Лишь в самый последний момент он сумел покинуть Советский Союз по маршруту, проторенному ешивой г. Мира, — по транссибирской магистрали до Владивостока, а затем — в Японию (там же p.139—140).
Позднее он через Австралию добрался до Монреаля, а в дальнейшем обосновался в нью-йоркском районе Бруклин, где собралась община знатоков Торы, бежавших из Восточной Европы.
Вскоре р. Вахтфогель стал машгиахом (духовным руководителем) в ешиве Бейт-Мидраш Гавоа (Высший дом учения), основанной весной 5703 /1943/ года р. Аароном Котлером (см.) в г. Лейквуде, штат Нью-Джерси.
Р. Вахтфогель стремился возродить в ешиве духовную атмосферу знаменитых центров Мусара — Кельма, Слободки и Мира. Начав занятия с беженцами из Восточной Европы, руководители ешивы сумели постепенно привлечь и множество юношей, родившихся в США. К концу 5710-х /1950-х/ годов лейквудская ешива стала самой крупной в Америке — в ней обучалось уже около двухсот пятидесяти студентов (Энциклопедия левейт Исраэль, т.18).
По мнению аналитиков, именно успешное развитие ешивы в Лейквуде стало поворотным пунктом в истории американского еврейства. В последующие десятилетия ее выпускники создали по всей стране еще десятки ешив, прототипом которых стала лейквудская ешива, — мир «литовских ешив», уничтоженный нацистами в Восточной Европе, возродился по другую сторону океана, и, как следствие этого, началось массовое возвращение евреев США к аутентичному иудаизму отцов и дедов (R. Dovid Silber Noble lives 2, p.137; R. Nachman Zakon The Jewish Experience p.203).
В последний период жизни р. Вахтфогель создал во многих городах Северной Америки сеть, состоящую из десятков колелей — высших талмудических академий для семейных знатоков Торы.
Р. Натан-Меир Вахтфогель умер второго кислева 5759 /1999/ года — на девяностом году жизни.
с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»