Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мудрец и раввин эпохи Талмуда. За недолгие 40 лет жизни он успел оставить ярчайший след в нашей истории.

Раба бар Нахмани. Вавилонский амора (мудрец эпохи составления Талмуда), часто упоминаемый в текстах просто как Раба. Вел происхождении от первосвященника Эли. Родился в Эрец Исраэль. Учился в вавилонских ешивах — в Суре (у рава Уны) и в Пумбедите (у рава Йеуды). Его учителями также были великие мудрецы — рав Хисда, рав Шешет и рав Нахман. Два его брата, рав Ханина и рав Ошая, приглашали его вернуться на родину, но он остался в Вавилонии. После смерти рава Йеуды решался вопрос, кому наследовать пост руководителя Пумбедитской ешивы — ему, обладавшему мощным интеллектом исследователя и логика, или раву Йосефу, эрудиция которого не знала границ. Выбор пал на рава Йосефа, но тот уступил главенство своему другу и оппоненту, Рабе. До дня своей смерти — двадцать два года — Раба оставался на посту главы ешивы в Пумбедите, в то время как Сурской ешивой руководил рав Хисда.

За свой острый, аналитический ум он был прозван «Сдвигающим горы» (имеются в виду горы Талмуда, а не заурядные складки земной коры). В годы его правления главной ешивой Вавилонии получил развитие диалектический метод изучения Мишны, которым мы пользуемся по сей день. Раба считался специалистом по разработке всех областей устного учения. В его спорах с равом Йосефом в Талмуде почти всегда под окончательным решением принимается мнение Рабы.

В области выполнения заповедей он был строг как по отношению к себе, так и по отношению к людям. Недруги донесли на него властям, выдвинув обвинение в том, что он и его коллеги отрывают от работы 12 тысяч юношей, которые приходят в ешиву на ежегодные сессии. Раба был вынужден бежать. При побеге он скончался.

После себя он оставил большое число учеников, самым знаменитым и выдающимся из которых был его племянник Абае, воспитывавшийся в его доме. При жизни Раба пользовался необычайным уважением ученого мира. Точно так же к нему относятся и все последующие поколения, включая наше время, — ибо Раба был великим мыслителем, передавшим нам логически обоснованные методы изучения Торы.


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.