Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Ислам, Помощь, Диаспора, Рав Александр Кац
Раби Ихье бар Моше Алеви Ицхак (5627-5692 /1867-1932/ гг.) — выдающийся законоучитель, духовный лидер евреев Йемена.
Происходил из старинного раввинского рода.
Родился в городе Сане.
Изучал Тору в ешиве р. Хаима Кораха.
В 5662 /1902/ году, в возрасте тридцати пяти лет, р. Ихье Ицхак стал главой раввинского суда Саны.
Он возглавил общину в трагический период: в 5663-5664 (1903-1904) годах Йемен стал ареной кровопролитной войны, а затем неурожаи привели к тяжелейшему голоду — в результате в стране уцелела только треть еврейского населения.
После этой полосы бедствий р. Ихье Ицхак сумел возродить общинные учреждения. Спасая многочисленных еврейских сирот, которым угрожало насильственное обращение в ислам, он пересылал их в еврейские поселения Земли Израиля.
Около 5665 (1905) года он был избран на пост хахам баши — верховного раввина Йемена. За решением спорных вопросов к нему обращались не только со всех концов страны, но и из йеменских общин, обосновавшихся на Святой Земле.
Он обладал высочайшим авторитетом мудреца при дворе йеменского имама и использовал свое положение для защиты евреев страны.
Р. Ихье Ицхак умер одиннадцатого сивана 5692 /1932/ года в Сане.
Его сын р. Шалом Алеви Ицхак, автор книги респонсов Диврей Ххамим (Речи мудрецов), был верховным раввином йеменских евреев в Земле Израиля (он умер в 5733 /1973/ г.).
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»